После колоссального спада минувшей весной, когда практически все перевозчики не могли вести свою деятельность как внутри России, так и по рейсам за рубеж, рынок начал постепенно восстанавливаться. Компании наблюдают отложенный спрос на будущие поездки.
Многим из них пришлось перестраиваться под новые реалии. Так, некоторым автобусным перевозчикам и авиакомпаниям пришлось открыть новые рейсы на юг России, который, похоже, останется единственной опцией курортного отдыха для россиян в тёплый сезон. А вот возможность заграничных поездок ставится под сомнение до конца лета.
Кроме того, по прогнозам участников рынка, изменится и сама структура спроса пассажиров — многие предпочтут поезда самолётам, а самым популярным видом транспорта для поездок на отдых станут личные автомобили.
Железнодорожный ренессанс
Пандемия оставит свой отпечаток на характере спроса и поведении пассажиров. После окончания карантина они, скорее всего, предпочтут социальное дистанцирование, что будет подпитываться фейковыми слухами по поводу инфекции.
"Люди будут опасаться планировать свой отдых заранее и станут обдумывать отпуск за небольшой срок до отъезда из опасений второй волны. Россияне, скорее всего, предпочтут, как наиболее безопасный способ перемещения, поездки на личном транспорте. При этом железнодорожный транспорт, скорее всего, окажется более популярным, нежели самолёты, в силу того, что в поездах на одного пассажира приходится гораздо больше свободного пространства. Кроме того, там есть опция покупки всего купе поезда, чтобы максимально дистанцироваться от посторонних. Возможно, авиакомпании отреагируют на такой сдвиг спроса и создадут новые предложения для пассажиров", — высказался Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России и совета потребителей ОАО "РЖД" на онлайн-конференции "Радар надежды: перспективы летнего туристического сезона — 2020", организованного компанией "Туту.ру".
По словам Янкова, из всех перевозчиков железнодорожный транспорт во время карантина пострадал меньше всего, потому что в сравнении даже с той же авиаотраслью спрос на поездки там упал не столь сильно.
В этом с ним согласилась Сусанна Старцева, руководитель комиссии по ж/д перевозкам Российского союза туриндустрии (РСТ). По её словам, РЖД уже сейчас восстановили многие рейсы в полном объёме, а также возобновили продажу билетов за 90 суток до поездки.
"Многие ограничения, которые были в поездах до этого, уже отменены. Например, в поездах больше не применяют шахматную рассадку, поэтому возможна продажа билетов на целый поезд. Сейчас у пассажиров только измеряют температуру и просят носить средства индивидуальной защиты. В РЖД также отметили, что, если во время туристического сезона резко повысится спрос, они готовы увеличить составы поездов и добавить новые вагоны. Уже сейчас спрос на железнодорожные перевозки повышается", — рассказала она.
Кирилл Янков считает, что грядущим летом авиакомпании окажутся в худшем положении, нежели остальной транспорт. Связано это прежде всего с лизинговыми платежами, которые выплачивают авиаперевозчики. Это может привести к подорожанию билетов.
"Для авиации ранняя продажа — важнейший ресурс оборотных средств, где продажа билетов идёт на год вперед. Как я говорил ранее, люди побоятся планировать отпуск заранее. Скорее всего, мы будем наблюдать смещение спроса от самолёта к поездам, а от поездов к личному транспорту. Я ожидаю увидеть ренессанс железной дороги", — резюмировал спикер.
На каждой территории свои правила
У автобусных перевозчиков, в отличие от авиа- и ж/д отраслей, совершенно иные проблемы. У многих регионов закрыты границы для въезда на рейсовых автобусах и личных автомобилях. Кроме того, всё ещё закрыты границы России с соседними государствами. Для международных автобусных перевозчиков наиболее популярными направлениями являются страны ЕС — Эстония, Финляндия и Латвия.
Гендиректор АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group) Райт Реммель считает, что международные перевозчики смогут восстановиться, если границы России откроют этим летом. Хорошей ситуация также будет, если границы откроют в сентябре. Катастрофической ситуацией для рынка станут закрытые границы до начала 2021 года.
Реммель поделился тем, как организованы перевозки в странах Прибалтики, где границы государств уже открыли после карантина. По его словам, перевозчики столкнулись с огромным количеством юридических коллизий: "Правительства Эстонии, Латвии и Литвы открыли транспортный коридор, по которому мы можем осуществлять перевозки. Но при этом на территории каждой страны действуют свои эпидемиологические правила, с которыми мы должны считаться. Например, на территории Литвы требуют шахматной рассадки пассажиров и обязательного наличия маски, на территории Латвии возможна уже любая рассадка, но маска всё равно требуется. В Эстонии ношение маски носит рекомендательный характер. Всё это приходится учитывать при организации рейсов между этими странами", — рассказал он.
Примечательно, что с похожими коллизиями столкнулись автоперевозчики, которые занимаются внутренними рейсами между регионами России. В разных федеральных округах и субъектах страны могут действовать разные правила перевозок пассажиров.
"В разных регионах могут требовать разные виды пропусков и справки. Кроме того, многие регионы до сих пор закрыты для рейсов. Например, Краснодарский край сейчас полностью закрыт, а Ростовская область и Ставрополь открыты", — подчеркнула Ирина Ал Зирки, генеральный директор Ростовской транспортной компании.
Сергей Николаев, заместитель исполнительного директора "Туту.ру", рассказал, что после огромного спада спроса на автобусные перевозки в начале третьей декады апреля рынок начал восстанавливаться. Пассажиры вновь интересуются билетами и планируют поездки.
"Сейчас спрос растёт, люди звонят и пытаются узнать, состоится ли рейс. Люди покупают билеты на будущее. Пассажиры готовы покупать билеты на всю семью, в том числе на российский юг — Краснодар и Крым. Но пока эти регионы закрыты, ситуация изменится после того, как власти регионов отменят обязательную отправку в обсервацию всех туристов", — уточнил он.
Глобальная перестройка
Многим авиаперевозчикам пришлось подстраиваться под новые условия и создавать новые маршрутные карты внутри России, включая куда больше рейсов на российский юг. Практически никто из них не питает надежд на то, что международное сообщение полностью восстановится этим летом.
Директор по связям с общественностью чартерного перевозчика AZUR Air Анастасия Дюмулен рассказала, что компания впервые в своей истории начала развивать внутренние рейсы из регионов на курортные направления России. До этого AZUR Air специализировался на полётах исключительно на зарубежные курорты — в Турцию, ОАЭ и т. д.
"Мы открыли регулярные внутренние рейсы в Сочи из пяти регионов: Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Уфы и Казани. А также мы анонсировали полеты в Хакасию — "сибирскую Швейцарию", — поделилась она.
Игорь Дубин, руководитель отдела обслуживания в аэропорту департамента пассажирского опыта Utair, добавил, что авиакомпания в своей летней программе запланировала около 140 направлений полётов, причём 108 из них будут в обход Москвы.
"Также у нас будет 28 новых направлений. В основном это рейсы, которые соединят регионы с южными городами России. Почти все эти рейсы направлены на Краснодарский край. Поэтому мы очень ждём решения местных властей по снятию ограничений", — говорит Дубин.
Сейчас авиаперевозчики вновь начали наблюдать некоторое оживление спроса. Так, в компании "Руслайн", например, вернули около 30% от объёмов прошлого года.