Сокращение бюджета Петербурга повлияло и на сферу госзаказа. О том, как организована работа в условиях пандемии, о типизации и автоматизации, а также о перспективах прохождения закупок через уполномоченный орган глава комитета по госзаказу Александр Жемякин рассказал "ДП".
Прошло уже больше 2 месяцев, как страна и Петербург живут в новых, ковидных условиях. Петербург был вынужден корректировать бюджет из–за выпадающих доходов. Какие меры поддержки бизнеса были приняты по линии госзаказа? Что изменилось в работе вашего ведомства с началом эпидемии?
— Поскольку было очень много обращений, с нашей подачи комитет финансов внес изменения в постановление городского правительства о мерах по исполнению бюджета — было разрешено 100%–ное авансирование по закупкам, связанным с COVID. Это важная вещь с точки зрения поддержки бизнеса.
Но в отличие от Ленинградской области в Петербурге закупки сдерживали. Недавно произошел секвестр бюджета города (примерно на 42 млрд рублей). Это колоссальная сумма. Поэтому проводили только те закупки, которые на 100% не "попадут под нож" (уборка города и тому подобные вещи, связанные с жизнеобеспечением).
В нынешние времена работать и проще, и сложнее. Поначалу анализировали все контракты с единственным поставщиком. Но, поработав немного в таком режиме, проверяя цены всех, поняли, что это просто тормозит закупки. Потому что рынок крайне волатильный. Вот в конце мая готовили информационную справку — маска может стоить от 8 до 50 рублей в зависимости от поставщика. А еще надо найти и угадать со сроком поставки.
Поэтому от контроля ценообразования "мелочовки" мы отошли. Потому что это все равно контролируется органом, на это уполномоченным. Но продолжаем смотреть цены по крупным контрактам, по закупке аппаратов ИВЛ. Объем работы остался примерно таким же, но фокус сместился немного в другую сторону.
В 20–х числах марта Минфин упростил проведение тендеров на время борьбы с коронавирусом, разрешив закупать у единственного поставщика без конкурсных процедур. Необходимое условие — наличие причинно–следственной связи между закупкой и пандемией…
— К росту количества контрактов с единственным поставщиком отношусь без энтузиазма.
Часть закупок, которые не связаны непосредственно с жизнеобеспечением, мы могли бы проводить конкурентными способами. Это было бы лучше. Когда извещение появляется в ЕИС, это видит вся страна, и не нужно бегать искать поставщика, как сейчас делается.
С другой стороны, действовал фактор времени.
Как оцениваете работу электронного магазина в Петербурге? Как уменьшение размера городского бюджета повлияло за закупки малого объема?
— Поскольку был секвестр бюджета и закупки тормозили, этот "каток" прошелся и по учреждениям. Все ждали, что же у них отнимут. Но объем средств по таким закупкам не сократился. Предполагаю, что будет активизация.
У нас немного другая платформа, чем в области. Но суть одинаковая — конкуренция неконкурентных закупок. Электронный магазин в Петербурге — это своего рода электронная биржа. Выставляется запрос, по которому несколько поставщиков дают свои варианты, причем не только товаров, но и работ и услуг.
Порой заказчики дробят закупки, чтобы не проводить их через комитет, как это было в случае с тендерами на нанесение дорожной разметки. Не планируете уменьшить порог по стоимости, чтобы больше заказов проходило через вас как уполномоченный орган?
— Снижение НМЦК, которые проходят через уполномоченный орган, не панацея. Сделали лимит 40 млн — все стали делать по 39,9 млн. Станет 20 млн — будут делать по 19,9 млн. Выход видится в изъятии целых отраслей и проведении всех закупок через уполномоченный орган и типизации документации. Сейчас так идет процесс по социальному питанию. Когда отработаем, можно будет отрасль отдать обратно и брать себе что–то еще.
Какие еще сферы в планах?
— Сейчас у нас поручение губернатора по типизации и автоматизации закупок социального питания. Собираемся заниматься этими же вопросами и в других сферах. Если получится, то все это увидят. Это хорошо для заказчика и поставщика, а также для конкуренции.
В конце мая Минфин внес в правительство очередной пакет поправок к 44–ФЗ. Каким вам видится дальнейшее его развитие?
— Следующим логичным шагом в развитии 44–го закона была бы полная автоматизация. Потому что 44–й на самом деле — процедурный закон, который описывает бесконечно сложным языком простейшие действия.
Очень удачный опыт — продовольственные наборы, которые выдавались родителям вместо социального питания. Очень интересно получилось. Мы сделали за заказчиков (каждая школа является самостоятельным заказчиком. — Ред.) почти все (сформировали типовое техническое задание). Более того, при заполнении карточки контракта в автоматизированной информационной системе госзаказа Петербурга контракт формировался автоматически — "подтягивались" цены, номенклатуры. Нужно было только подставить нужное количество наборов.
У Минфина и ФАС были идеи об установлении универсальной предквалификации. Для особо крупных и особо важных объектов, скорее всего, это тоже можно было бы применять. Но с оговорками. Дорожные развязки — это все же чуть сложнее, чем капитальный ремонт.
Комитет по госзаказу Петербурга идет по этому пути — стараемся максимально типизировать всю документацию. Единообразие позволяет упростить жизнь и заказчикам, и поставщикам, сейчас особо "жирного" разброса в требованиях нет.
В Петербурге в феврале изменили сроки подведения итогов тендеров в 2020 году — постановлением городского правительства закреплено требование заключать контракты до 1 ноября. Исключение — некоторые виды закупок у единственного поставщика. Вместе с тем город тормозил закупки по ковидным причинам. Не боитесь, что осенью будет вал?
— Бюджет формируется на 3 года — текущий год и плановый период. Поэтому есть возможность прямо сейчас торговать следующий год, для этого есть ассигнования.
В прошлом году провели очень удачный эксперимент. Летом 2019–го торговали уборку города в первом полугодии 2020–го, так как очень важно, чтобы такие контракты заработали прямо с 1 января. Сейчас эти контракты заканчиваются — запустили новый цикл.
То есть путем таких несложных манипуляций разносим торги по времени.
Не все так можно, и не ко всему есть документация. Но основные жизнеобеспечивающие процессы так оптимизировать можно.