Какие технологии обкатают на выборах в Ленобласти
Карантинный стресс-тест для системы власти плавно перетекает в следующее испытание для региональной вертикали – выборы губернатора Ленинградской области.
В общем-то результаты выборов ни для кого не являются секретом и достаточно предсказуемы. Главный интерес могут вызвать технологии манипулирования властью, которые могут обкатать на ближайших выборах.
Итак, в России уже сформировалась прослойка губернаторов, которые используют соцсети для получения обратной связи от граждан и раскрытия собственного образа, как открытого общественности государственного мужа. Задал этот тренд еще несколько лет назад Рамзан Кадыров, ставший первой политической звездой Инстаграма.
На Северо-Западе эти технологии активно эксплуатирует губернатор Ленобласти: аккаунт губернатора давно превратился в гибридную форму общественной приемной и пресс-службы. Казалось бы, ну нравится власти быть открытой и прекрасно. Но на втором шаге увлечение соцсетями может сыграть злую шутку с системой государственной власти и привести к появлению нового типа лоббизма.
Показательной стала карантинная история с открытием и стремительным закрытием торговых центров в Ленобласти. Выводы о массовых нарушениях и принятие решения было основано на фотографиях из соцсетей. Как оно было на самом деле и можно ли было навести порядок, оставив ТЦ открытыми до сих пор неясно – виновные были назначены в онлайне.
Итак, впереди выборы. Которые по умолчанию являются стрессом для власти – любая ошибка и просчет видится трагедией. Увлеченность начальников социальными сетями открывают отличные возможности для манипуляций.
Как это может работать в текущих условиях.
Пример №1. Есть два или больше бизнес-субъекта, которые конкурируют за государственный подряд либо конфликтуют вокруг какого-то объекта.
Нанимается профессиональная СММ-компания, которая управляет от нескольких сотен до тысяч аккаунтов виртуальных граждан. Дальше реализуется простейшая информационная кампания – интернет-граждане «приходят» в аккаунт губернатора и привлекают внимание к частной проблеме. Плюс системно дискредитируются конкуренты. Интернет-граждане жалуются в комментариях, публикуют правдивые фотографии и просят власть навести порядок. В результате губернатор думает не об управлении областью, а о том, что граждан волнует надуманная проблема и начинает заниматься ей. Сигнал уходит ниже и аппарат становится участником коммерческих разборок, которые к гражданам и области не имеют прямого отношения.
Пример №2
Банальные чиновные трения внутри власти по схеме Фаины Раневской «против кого дружим, девочки?». Интернет-граждане, управляемые СММ-технологиями начинают дискредитацию своих коллег в аккаунте губернатора, добиваясь кадрового решения. Все это сопровождается фотографиями и коррупционными подробностями. Объект информационной атаки включает «обратку» и запускает ответную кампанию. Результатом становится управленческий кризис внутри системы власти, который выплескивается в реальность: чиновники боятся принять решение, чтобы не стать героем обсуждения в аккаунте губернатора. Система не работает и окукливается.
Казалось бы, бред. Но давайте вспомним историю с «русским вмешательством» в президентские выборы в США: основанием для кампании по дискредитации Трампа и Путина стала простейшая технология манипуляции комментариями в соцсетях. Или феномен Зеленского на Украине, когда олигархическим группам удалось привести к власти марионетку, создав виртуального политика, которому поверили разочарованные и обозленные граждане.
Семён Уралов, автор книг "Два Капитала" и "Миропорядок по-русски", специально для DP.RU