Пришло время оглядеться после карантина.
Как в начале карантина по всему городу развесили билборды с призывами оставаться дома и спасать себя, так сегодня впору развешивать агитацию — идите в магазины, спасайте экономику. Карантинный вопрос сильно испортил людей. Как рассчитали в исследовательском холдинге "Ромир", "в России потребители сокращают свои расходы больше, чем на других развивающихся рынках". Граждане планируют экономить на 95% категорий товаров и услуг. Сокращение коснется даже продовольствия (видимо, консервами и гречкой все запаслись надолго) — в апреле покупки еды составили больше половины расходов россиян. Причина банальна — нет денег, ведь потребление определяется не текущими доходами, а ожиданиями доходов будущих. И если средний класс планирует экономить на товарах длительного пользования и путешествиях, то люди с меньшим заработком вынуждены ужиматься в повседневных тратах. Вторая причина — страх перед вирусом, действительно заставляющим ограничивать социальную активность.
Впрочем, здесь следует сделать оговорку: данные "Ромир" о снижении покупательской активности — это данные опросов. А настоящие, "окончательные" сведения о такой активности — это статистика продаж. Их не было, пока люди сидели по домам, а магазины, рестораны, сервисы и офисы были закрыты. Однако в первую неделю лета, стоило карантинным ограничениям ослабнуть, средние потребительские расходы по отношению к последней неделе весны даже увеличились, но не намного — на 5,5%.
А вот расходы предпринимателей на выполнение требований Роспотребнадзора выросли радикально. Как посчитали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей более 42 тыс. торговых точек российских розничных сетей, соблюдение антивирусных ритуалов будет обходиться арендаторам в 5 млрд рублей ежемесячно. Эти деньги надо откуда–то взять — и они окажутся "зашиты" либо в цены (которые вырастут), либо в зарплаты персонала (которые снизятся).
Кроме того, ограничения, предложенные Роспотребнадзором, убивают саму идею торгово–развлекательного центра — этакого города в миниатюре, с игрушечными улицами–витринами, приветливыми соседями–продавцами, забегаловками и местами для посиделок. В изуродованные новыми порядками ТЦ — с разметкой, социальными дистанциями, масками, запретами трогать и примерять, а также с недоступностью кофе и пирожных — идти не хочется, разве что в целях поддержки продавцов, пик увольнений которых еще впереди, как только собственники оценят реальный потенциал рынка и свои издержки.
Пока мы не можем сказать, сколько предприятий сферы услуг действительно не смогло пережить карантин. Примером предварительной оценки может служить индустрия спорта в Москве — это 1,8 тыс. объектов. Как считают в Ассоциации операторов фитнес–индустрии, в столице уже закрылось 15–20% спортзалов и студий. В Петербурге до кризиса действовало примерно 600–700 фитнес–объектов, но с учетом того, что денег "на спорт" у петербуржцев было значительно меньше, чем у москвичей, можно ожидать, что выживут в лучшем случае сетевые игроки, а все, что "не сеть", будет закрыто. В этой ситуации логично ждать роста цен у тех, кто останется на рынке. С учетом того, что спорт — не приоритетная статья расходов, можно ожидать отказа потребителей от этого удовольствия — и сокращение спроса потянет за собой следующую волну сокращения предложения.
Так что судьба городской экономики сейчас в руках самих горожан. Если мы готовы вернуться к прежним моделям потребления — велик шанс, что продолжим жить в комфортном городе. Если же нет — то город довольно быстро превратится в набор разрозненных промышленных, жилых и хозяйственных блоков, между которыми мы будем передвигаться в строго ограниченное время. Вместо ресторанов будут пункты питания, а вместо салонов красоты — точки санобработки. Все это будет похоже на мрачную антиутопию, только построим ее мы сами.
Автор — экономист Дмитрий Прокофьев.