Криптовалютный рынок и золото следуют за фондовыми биржами, а там график начал поглядывать вниз.
На фондовых рынках наконец вспомнили о такой проблеме, как коронавирус. В какой–то момент казалось, что есть только ликвидность ФРС США и ее хватит надолго. Но вот вернулось беспокойство, что, оказывается, вполне возможна пресловутая "вторая волна". Причем новых жестких ограничений для экономики все это не отменяет. Например, в Пекине из–за обнаружения случаев коронавируса сразу ввели "режим военного времени".
В итоге в конце прошлой недели рынки скорректировались — а следом резко подешевел и биткоин. Как видно, главная криптовалюта сохраняет корреляцию с индексом S&P. Цена BTC откатилась к уровню $9000, но пока что была подхвачена на этой отметке спекулянтами. На момент написания публикации за 1 BTC давали $9529.
"Хотя покупатели поддержали биткоин на спаде ниже $9K, это не означает, что в ближайшее время “медведи” не попробуют снова надавить на монету, — считает ведущий аналитик FxPRO Александр Купцикевич. — В случае формирования идеального шторма на традиционном рынке мы можем увидеть аналогичный мартовскому обвал криптовалют. В конце прошлой недели аналитические ресурсы сообщали о перемещении неизвестным “китом” биткоинов на сумму $1,24 млрд. Подобные события могут предшествовать усилению динамики цены в какую–либо из сторон, и в данном случае есть признаки стремления вниз".
И где та тихая гавань?
JPMorgan в письме клиентам признает, что биткоин закрепился в статусе нового класса активов. Однако вряд ли он сможет стать расчетной единицей или защитным активом, способным сохранять капитал. Его удел — исключительно спекуляции.
"Мало доказательств того, что биткоин и другие криптовалюты смогут выполнять роль безопасного убежища. Судя по поведению их цены, они больше похожи на рисковые активы, такие как акции", — говорится в письме.
Правда, сейчас как убежище не выглядит даже и золото. Оно тоже подешевело вслед за акциями, откатившись от недельного максимума $1750 за унцию к отметке $1724. Имеет смысл вспомнить мартовскую панику, когда золото "прокатилось" вниз вместе с биржевыми индексами, рухнув на несколько дней до $1500. С другой стороны, госдолг меньше не становится, денег меньше печатать не стали. О каком дешевом золоте может идти речь?
"Снижение стоимости золота является коррекцией после продолжительной фазы роста, сравнивать этот актив с биткоином нельзя, так как колебания курсов последнего часто носят спекулятивный характер", — считает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets. Он напоминает, что во время мартовской паники цена биткоина уходила к уровню $3800. Тогда как драгметаллы намного более стабильны.
Даже если их стоимость в моменте снизится, массового обрушения цены не произойдет, уверен эксперт.
"Без дальнейшего смягчения денежно–кредитной политики инвестиции в золото становятся неактуальными, — скептичен директор по стратегии ИК “Финам” Ярослав Кабаков. — Интерес к золоту как защитному активу может вернуться, если доходность казначейских облигаций существенно сократится на фоне волатильности фондовых рынков".
Эстонская резня криптопилой
Самая близкая петербургским криптопроектам юрисдикция — Эстония — начала жесткую чистку на рынке блокчейна. Из–за подозрений в отмывании денег и мошенничестве власти отозвали 500 лицензий у зарегистрированных криптовалютных компаний, пишет Bloomberg со ссылкой на главу местного бюро финансового надзора Мадиса Рейманда. Более половины из оставшихся 900 криптовалютных компаний также рискуют потерять лицензии, так как не ведут никакой деятельности, а их руководители находятся за пределами страны.
Эстония одной из первых стран Евросоюза легализовала работу криптовалютных компаний и считалась одним из самых удобных мест для ведения бизнеса среди петербургских бизнесменов, связанных с отраслью. Впрочем, такой она и остается. Как говорят участники рынка, проблемы возникли у фирм–однодневок, а серьезные проекты продолжают работу.
"Всем участникам рынка приходил в ноябре один запрос, нужно было дать отчетность, но мы все документы подаем онлайн и никаких усложнений не заметили, — рассказывает Михаил Рожко, директор по развитию Coinloan (платформа для криптокредитования, зарегистрированная в Эстонии). — Более жесткое отношение к криптокомпаниям действительно есть. Так, в Эстонии появилось требование, чтобы компания находилась фактически на территории страны, а ее уставный капитал был не менее 12 тыс. евро, которые нужно внести живыми деньгами на счет в европейской юрисдикции. Вот это для многих компаний, которые не вели деятельность, стало стоп–фактором. Но для нас это не страшно".
"Раньше они раздавали лицензии всем подряд. Заполняешь простую анкету, платишь небольшой взнос, и все, — добавляет Мария Станкевич, директор по развитию криптобиржи EXMO. — Это был испанский стыд, и, видимо, наверху у кого–то кончилось терпение, и теперь они стали ужесточать контроль и забирать ранее выданные лицензии. По факту эстонская криптолицензия не дает ничего, ты даже в эстонские банки с ней не можешь пойти, чтобы открыть счет. Мы, например, ее использовали, только чтобы получить разрешение на рекламу в Facebook".
Любопытно, что слишком либеральное эстонское регулирование Мария Станкевич не считает хорошим. По ее мнению, гораздо эффективнее выстроен надзор в Великобритании, где криптобизнес вынужден заполнять многостраничные анкеты и строго соблюдать отчетность.
Законопроект раздора
Ну а что с регулированием в России? Как и ожидалось, ничего. Минэкономики направило в Госдуму письмо с критикой новой версии законопроекта о цифровых активах. В ведомстве считают, что полный запрет крипты приведет к криминализации деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также к появлению неконтролируемого черного рынка. Вместо этого ведомство предлагает "создание механизмов контролируемого оборота криптовалют".
Автор законопроекта, глава комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков, обещал, что уже летом регулирование криптосферы будет принято. Но чего он только за последние годы не обещал! Видимо, не случится и в этот раз.
"Скорее всего, законопроект будет отложен до дальнейшего рассмотрения, поскольку позиции сторон предельно ясны, есть технические недоработки, которые попросту не могут быть рассмотрены в рамках второго чтения, — оценивает ситуацию директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций Элина Сидоренко. — Другое дело, что к осени ситуация может кардинально измениться. Все говорит о том, что дистант–экономика займет достойное место в мире, поэтому в октябре может быть предложена принципиально новая позиция. Аксакову можно сказать спасибо за то, что он сподвиг экспертное сообщество к мобилизации. Мы начинаем разрабатывать конкретные предложения, и в отличие от всех прошлых сезонов сегодня законодатели и министерства готовы нас услышать".
Впрочем, решительно против криптовалют все еще может выступить российский Центральный банк, так что борьба продолжается.
Кстати, свежий аргумент в дискуссию о природе криптовалют добавила семья известного наркобарона Пабло Эскобара. Его родственники заявили, что создатель биткоина Сатоши Накамото — это некий Ясутака Накамото, партнер Пабло по черному бизнесу, исчезнувший из публичного поля в 1992 году после неудачной попытки его убийства. Не то чтобы эта версия звучит очень достоверно. Но ведь главный вопрос в том, кому захотят поверить российские власти.