Эпидемия коронавируса подкосила рынок автолизинга, как и многие другие отрасли. Но, несмотря на ослабление основных клиентов лизинговых компаний — предприятий малого и среднего бизнеса, — кризис дал рынку толчок для развития новых направлений. А клиентам — возможность сыграть на возросшей конкуренции в свою пользу.
Насколько сильным оказался удар пандемии, в каком направлении движется рынок и насколько эффективными для сферы автолизинга стали меры господдержки — ответы на эти вопросы смогли дать участники отрасли в рамках круглого стола dp.ru "Автолизинг: ситуация на рынке и перспективы развития".
Могло быть и хуже
За последние 3 месяца рынок автолизинга упал примерно на 30%. Главными факторами, которые оказали своё влияние на отрасль в условиях пандемии, стали пострадавший бизнес клиентов и ограничение деятельности автосалонов.
"К концу апреля всего в стране полностью функционировали лишь 19% салонов. Москва и Петербург были закрыты практически полностью. Ситуация в результате этого сложилась крайне непростая из-за невозможности выдать автомобиль", — рассказал генеральный директор Группы Газпромбанк Лизинг Максим Агаджанов.
Несмотря на единые ограничения, не все игроки рынка оказались в одинаковом положении. Как в любой кризис, в наименьшей степени пострадал премиальный сегмент, в наибольшей — массовый.
"Первые лица компаний не так часто откладывают приобретение машин для себя. Единственное, с чем была проблема, так это с выдачей машин", — отметил директор по развитию Газпромбанк Автолизинг Артем Кохтачев. Он подчеркнул, что также в более выгодном положении оказался сегмент лёгкого коммерческого транспорта и грузовых автомобилей. Это объясняется, по его мнению, невозможностью для бизнеса откладывать обновление автопарка, а также ожиданием будущего роста цен.
Данный тезис подтвердил директор по лизингу ПАО "КАМАЗ", генеральный директор АО "Лизинговая компания "КАМАЗ" Андрей Гладков. "Несмотря на пандемию, судя по апрелю и маю, если мы говорим о заявках и заключённых договорах, ситуация у нас будет гораздо лучше, чем в те же месяцы прошлого года. I квартал мы просели. Видимо, сформировался отложенный спрос", — заявил Андрей Гладков.
Спастись под шумок
В целом положение рынка автолизинга, как отметили эксперты, оказалось чуть лучше, чем ожидалось первоначально. Чего нельзя сказать о состоянии клиентов лизинговых компаний: период ограничений и остановка деятельности ряда компаний вызвали повышенный спрос на реструктуризацию лизинговых платежей. При этом участники круглого стола заметили, что нередко за отсрочками выплат обращались не только те, кто пострадал из-за пандемии. "Были и те, кто захотел свои текущие проблемы подвести под общую ситуацию", — рассказала региональный директор по СЗФО компании "Интерлизинг" Елизавета Дворникова. Найти баланс лизинговым компаниям помог анализ положения клиентов.
"Мы предложили отсрочку без уплаты пеней тем, кто действительно попал в сложную ситуацию, кто добросовестно выплачивал всё ранее. Мы эту нагрузку взяли на себя", — поделился руководитель дивизиона "Санкт-Петербург" компании "Балтийский лизинг" Андрей Бугров. Он отметил также, что в нынешних условиях крайне важно найти грань между количеством обращений и возможностями лизинговой компании пойти на уступки.
Частично облегчить положение как клиентов, так и лизинговых компаний в условиях кризиса помогли федеральные программы господдержки автопрома и иные меры, однако отношение к ним у представителей бизнеса оказалось неоднозначным.
"Надеяться только на государство лизинговые компании не должны. Мне кажется, плох тот лизинговый бизнес, который из года в год ждёт помощи от государства и использует этот костыль для расширения своего портфеля. Программы господдержки направлены исключительно в адрес лизингополучателей, когда у них появляется отличная возможность сэкономить до 625 тыс. рублей на приобретении одной единицы транспорта. Лизинговые компании также должны разрабатывать новые механизмы более доступного лизинга и брать риски на себя", — заявил Максим Агаджанов.
Куда более интересной непосредственно для сферы автолизинга участники дискуссии посчитали программу "Доступная аренда", которую анонсировал Минпромторг РФ. "Мы ожидаем, что программа станет первым уверенным шагом в направлении развития лизинга для физических лиц, это как раз то, чего наш рынок давно ждёт. Лизинг для физических лиц весьма перспективен, в Европе это привычный для всех продукт", — уточнил Андрей Бугров. Как подчеркнул начальник управления развития бизнеса автолизинга ВТБ Лизинг Вячеслав Михайлов, появление такой программы имеет особое значение для российского рынка, так как ранее государство никогда не субсидировало договоры аренды.
Плюсы кризиса
Позитивные последствия от пандемии коронавируса в сфере автолизинга тоже есть, считают эксперты, и это в первую очередь дало толчок развитию онлайн-продаж. "Пандемия подтолкнула рынок вперёд, другое дело, что степень проникновения электронного документооборота пока ещё низкая", — заявил Артем Кохтачев.
Он пояснил, что, если крупный бизнес в автолизинге ещё готов использовать электронный документооборот, с малым бизнесом ситуация обстоит куда сложнее. Но тем не менее развитие данного направления актуально, особенно в ожидании второй волны эпидемии.
"Сегодня дистанционное заключение договора достаточно востребованно, наши клиенты готовы работать таким образом. Мы со своей стороны поддерживаем их и консультациями по технической части, и специальными программами, которые мотивируют лизингополучателя переходить в онлайн-формат. Фактически в системе электронного документооборота беспрепятственно могут работать те клиенты, которые предоставляют свою отчётность в контролирующие ведомства онлайн, поскольку электронная цифровая подпись (ЭЦП), использующаяся для этих целей, для заключения лизинговой сделки тоже подойдёт", — заявил Андрей Бугров.
Несмотря на мнение о том, что клиент хочет потрогать автомобиль и увидеть своими глазами, статистика говорит о том, что выбор автомобилей происходит чаще всего не в салоне, а в интернете. Первое место среди ресурсов, которые помогают людям выбрать машины, занимает YouTube, рассказал Вячеслав Михайлов, так что онлайн-направление имеет весьма неплохие перспективы.
Ещё одним плюсом, но уже в большей степени для клиентов, стало увеличение конкуренции между лизинговыми компаниями. "В лучшем положении остаётся клиент. Сейчас все игроки отрасли активно соперничают за каждого лизингополучателя, предлагая максимально выгодные условия", — отметил Андрей Бугров.
За горизонтом
Однозначных прогнозов о том, как скоро рынок автолизинга сможет вернуться к докризисным показателям, пока нет, считают эксперты. Многое по-прежнему зависит от эпидемиологической обстановки, того, будет ли вторая волна пандемии и будут ли жёсткие ограничения для бизнеса введены вновь.
"Ограничения по всем автосалонам уже практически сняты, что позволяет надеяться на возврат к исходным условиям и объёмам. Но всё же автолизинг в этом году недосчитается около 20–30% от показателей 2019 года, а период восстановления рынка займёт около 2–3 лет", — уверен Максим Агаджанов.
Аналогичный спад прогнозирует Елизавета Дворникова — примерно на 20–30%. По её словам, особое значение имеет положение не только лизинговых компаний, но и дилерских предприятий. По разным оценкам, количество автоцентров в стране в результате коронакризиса может сократиться примерно на 7–10%.
В "КАМАЗ-ЛИЗИНГе" настроены примерно так же: по мнению Андрея Гладкова, на восстановление отрасли потребуется около 2 лет. Вячеслав Михайлов прогнозирует, что рынок вернётся к исходным показателям за 1–3 года, и многое в данном случае будет зависеть, как он отметил, не столько от господдержки, сколько от развития пандемии.
При благоприятном стечении обстоятельств рынок автолизинга имеет шансы вернуться к докризисным цифрам уже до конца этого года, подтверждают автодилеры. "Если говорить о корпоративном сегменте, некоторые подвижки удастся увидеть уже в конце 2020 года. Но автолизинг при всём желании не сможет в полной мере компенсировать падение российского авторынка", — рассказал dp.ru управляющий ОАК-РРТ Сергей Новосельский. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России по итогам мая упали на 51,8%.
Онлайн-трансляцию круглого стола смотрите здесь.