Спустя 2 года после принятия резонансного закона, регламентирующего использование слова "Санкт-Петербург" в названиях юрлиц, появилась конкретная инструкция, как это сделать. В ней всего шесть пунктов, и достаточно выполнить хотя бы один из них. Dp.ru разбирался, насколько это сложно.
Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга опубликовал проект постановления городского правительства "О порядке выдачи разрешений на включение в наименования юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург, а также слов и словосочетаний, образованных на его основе".
По сути это подзаконный акт к резонансному закону 2018 года "О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург". Его автор — депутат от "Единой России" Денис Четырбок говорил, что упоминание города в названиях компаний якобы повышает к ним доверие, чем пользуются недобросовестные предприниматели, совершающие под вывеской "Петербург" различные аферы.
В итоге закон установил, что слово "Санкт-Петербург" и его производные имеют право использовать в своём названии органы власти и местного самоуправления, городские ГУПы и предприятия с городским участием. Все остальные юрлица должны получать специальное разрешение. Как его получить, говорится в новом документе. Достаточно соответствовать одному из шести условий.
Сверхприбыли, экспорт или искусство
Первое условие — юрлицо в течение 3 лет получает выручку более 20 млрд рублей в год (такие компании включают в списки крупнейших налогоплательщиков). В Петербурге таковых всего несколько десятков. Среди них как минимум одна уже имеет в своём названии "Санкт-Петербург". Это одноимённый банк. В случае принятия постановления добавить к своему названию "Санкт-Петербург" смогут, например, торговая сеть "Лента" или Пивоваренная компания "Балтика".
Второе условие — юрлицо имеет филиалы или представительства не менее чем в 10 регионах России и работает по одному из следующих видов деятельности: "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство", "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", "строительство", "транспортировка и хранение", "деятельность в области информации и связи", "деятельность финансовая и страховая", "деятельность профессиональная, научная и техническая", "деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги", "государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение", "образование", "деятельность в области здравоохранения и социальных услуг", "деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений".
Этим путём могут воспользоваться сельскохозяйственные, строительные, энергетические и иные холдинги, работающие в нескольких регионах. Например, речь может идти о многочисленных структурах "Газпрома".
Третье условие — компания получает не менее 70% доходов от продаж за пределы России за последние 3 года. Поскольку абсолютные цифры доходов не имеют значения, под этот критерий могут попасть малые предприятия, в частности работающие в сфере IT.
Четвёртое условие — юрлицо включено в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг. Всего в этом реестре 515 организаций, из которых 11 зарегистрированы в Петербурге. Среди них — Федерация конного спорта Санкт-Петербурга, Фонд поддержки талантливой молодёжи "Будущие лидеры", АНО "Детский хоспис" и другие. Чтобы попасть в реестр, нужно получить статус социально ориентированной некоммерческой организации и оказывать общественно полезные услуги в соответствии с утверждённым перечнем на протяжении 1 года и более.
Пятое условие — юрлицо не менее 3 лет проводит гастроли творческих коллективов. Этим пунктом смогут воспользоваться театры, цирки, концертные агентства и т. д.
Шестое условие — юрлицо является профессиональным спортивным клубом, чья команда участвует хотя бы в одном официальном спортивном соревновании межрегионального, всероссийского или международного уровня.
Согласно принятому в 2018 году закону, окончательное разрешение на использование слова "Санкт-Петербург" должно давать Законодательное собрание города. Этот пункт есть и в проекте регламента. Однако оснований, по которым депутаты могут отказать компании, подпадающей под один из перечисленных критериев, в документе нет.
Обходные пути
На данный момент в Петербурге зарегистрированы тысячи юрлиц, имеющих в своём названии слова "Петербург" или "Санкт-Петербург". На вопрос, придётся ли им менять название, если они не смогут выполнить условия Смольного, юристы отвечают отрицательно.
"В законе Санкт-Петербурга нет никаких указаний на его обратную силу, следовательно, на компании, которые ранее стали использовать слово "Петербург" или его производные в своём названии, этот закон распространяться не должен. Более того, даже если бы такое требование было предусмотрено, возникли бы большие сомнения в его законности. Гражданский кодекс предусматривает механизм, позволяющий принудить компанию к изменению её фирменного наименования (пункт 5 статьи 1473 ГК РФ), но этот механизм применяется только в ограниченном перечне случаев, например в случае использования без разрешения наименования "Россия" или "Российская Федерация". А на наименования субъектов РФ этот механизм теоретически не распространяется", — говорит юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям "Качкин и Партнёры" Андрей Алексейчук.
Ещё один вопрос — можно ли использовать в названии слово "Питер". "Что касается слова "Питер", вряд ли оно в полной мере применимо к проекту, поскольку используется в разговорной речи и является жаргонизмом", — считает адвокат адвокатского бюро "Прайм Эдвайс Санкт — Петербург" Ирина Сальная.
Также она указывает на то, что ФНС при регистрации юрлиц руководствуется федеральным законодательством (ГК РФ, закон о госрегистрации и т. д.), в котором нет запретов на использование названий регионов. "То есть в настоящий момент отказ в регистрации компании, наименование которой содержит указание на субъект РФ, возможен только в случае, если такое указание будет расценено регистрирующим органом как обозначение, противоречащее общественным интересам. Однако подобное толкование, на наш взгляд, сомнительно и маловероятно", — делает вывод Ирина Сальная.
"На наш взгляд, условия получения разрешения обозначения Санкт-Петербург достаточно жёсткие, и многим компаниям будет проще отказаться от идеи включить наименование "Санкт-Петербург" в своё фирменное наименование, чем обратиться за ним", — считает старший юрист санкт-петербургского филиала ООО "Юридическая фирма Городисский и Партнёры", патентный поверенный Ярослава Горбунова.
При этом она указывает на способ обойти городской закон — зарегистрировать в Роспатенте товарный знак, включающий слово "Петербург". "Заявителю достаточно соблюсти два условия: такой элемент не должен занимать доминирующее положение в изображении товарного знака, сам заявитель должен иметь адрес местонахождения или местожительства в Петербурге", — объясняет Ярослава Горбунова.
Впрочем, есть ещё более простой путь — просто зарегистрировать свою организацию за пределами Петербурга.