Рынок страхования по итогам I квартала 2020 года вырос на 6%, но по итогам года может упасть на 15–25%.
В январе–марте общий объем страховых сборов в Петербурге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 6%, до 48,7 млрд рублей. Розничное страхование по темпам прироста показало результат чуть выше, на 7%, до 14,8 млрд рублей. Такие совокупные данные содержатся в отчетности, опубликованной ЦБ РФ. Сами страховщики полагают, что уже во II квартале из–за коронавируса успехи могут быть обнулены, а по итогам года рынок и вовсе может сократиться до 15%.
Начало стагнации
Максимальный прирост по собираемости премий, в 1,5 раза, в I квартале 2020 года показало страхование от несчастных случаев и болезней, до 2,9 млрд рублей. В том числе в рознице сборы выросли почти в 1,9 раза, до 2,3 млрд рублей. На 4%, до 4,96 млрд рублей (у физлиц — на 6%, до 3,67 млрд), выросло страхование наземного транспорта (каско). При этом по ОСАГО уже в I квартале премии упали на 24%, до 2,28 млрд рублей, по количеству договоров сегмент уменьшился на 34%, до 364,7 тыс. заключенных договоров.
В целом рынок имущественного страхования сократился на 1%, до 10,2 млрд рублей (в розничном сегменте сборы, напротив, выросли на 8%, до 5,2 млрд рублей). Наибольшее снижение произошло в сегменте страхования прочего имущества юридических лиц — в 1,4 раза, до 0,8 млрд рублей.
ЦБ РФ опубликует данные по итогам II квартала не раньше осени, однако сами страховщики говорят, что рынок уже заметно сократился.
"Во II квартале под влиянием эпидемии COVID–19 сборы будут падать, так как многие клиенты попросту не оформляют полисы каско и ОСАГО, потому что не пользуются автомобилями", — говорит Юрий Мирзабеков, директор филиала "Юнити страхование" (ранее — "Эрго"). По его мнению, по остальным линиям бизнеса падение будет еще заметнее, так как сократился покупательский спрос. "По “Зеленой карте” или страхованию выезжающих за рубеж сборы будут близки к нулю из–за закрытия границ и международных перелетов", — отметил эксперт.
"Следствием карантинного режима станет резкое снижение продаж новых авто, сократится туристический поток в выездном и внутреннем туризме, остановится работа некоторых предприятий, что приведет к падению доходов и покупательной способности. Люди вернутся к сберегательной модели поведения. Как следствие, снизится средняя страховая премия из–за падения числа пролонгаций договоров", — перечисляет последствия пандемии, с которой страховщики уже столкнулись во II квартале текущего года, Игорь Лаппи, генеральный директор "Совкомбанк страхование" (ранее — "Либерти страхование").
"Мы не исключаем резкого сокращения премий по индивидуальному каско и имуществу в связи с ухудшением платежеспособности населения. В I квартале сильно пострадал весь сегмент страхования путешественников, — замечает Наталия Шумилова, президент САО “Медэкспресс”. — Но пока мы не ощутили негативных тенденций, связанных с падением спроса на страховые услуги, особенно это касается рынка ДМС".
По ее словам, бизнес активнее стал рассматривать варианты страхования работников, интересоваться как ДМС, так и страхованием от несчастных случаев и критических заболеваний.
"Активизировались брокеры и агенты, например, даже те, кто ранее работал только с моторными видами, заинтересовались продуктами личного страхования, потому что сыграл фактор привлечения внимания к здоровью", — резюмировала эксперт.
"В апреле–мае у нас падение сборов в рознице к аналогичному периоду прошлого года составило 6%, по корпоративному бизнесу — на 4%, — говорит Владимир Храбрых, директор филиала “Ингосстраха” в Петербурге. — Позитивный прогноз по текущему году — сокращение рынка на 15% по отношению к 2019 году. В негативном сценарии, если пойдет вторая волна пандемии, тогда падение рынка может достигнуть 25%".
Позитивный след
Несмотря на негативные прогнозы о сокращении сборов, страховщики видят и положительные моменты в пандемии коронавируса. Прежде всего это снижение убыточности по каско и ОСАГО из–за ограничений в использовании автотранспорта. Кроме того, происходит сокращение издержек из–за дистанционных технологий.
"Все больше продуктов переводится в онлайн–оформление — как покупка, так и урегулирование, без обязательного посещения офиса или встреч с агентом, — говорит Юрий Мирзабеков. — На рынке стали появляться продукты, адаптированные под существующие реалии, то есть более дешевые и с меньшим количеством рисков, в результате мы ожидаем прироста объема собираемых премий".
"Кризис послужил толчком к началу нового этапа расширения агентской сети, одновременно существенно выросла доля электронных полисов, продаваемых дистанционно", — отмечает Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора "РЕСО–Гарантия".
"Мы прогнозируем снижение убыточности по ДМС, каско и ОСАГО из–за снижения обращаемости, — полагает Лаппи. — Кроме того, пандемия приведет к снижению среднего уровня цен и, как следствие, усилению конкуренции за качественные портфели, в том числе за счет дешевых продуктовых опций".
По его оценке, ускорится процесс консолидации рынка, появятся новые сделки слияния и поглощения страховых компаний. "От пандемии выиграют те страховщики, у которых есть внятная и актуальная стратегия, подкрепленная сложившимися компетенциями в каких–либо сегментах рынка, — отмечает эксперт. — Часть игроков будут вынуждены покинуть рынок, если не справятся с падением объемов бизнеса и не смогут снизить свои издержки".
“
Пандемия стала катализатором развития страхового рынка в сторону онлайна, причем не только при продажах, но и при урегулировании убытков. В сложившихся условиях страховщики уже продемонстрировали, что можно дистанционно пролонгировать договоры и применять новые технологии оплаты. Карантин также вынудил изменить отношение к удаленным медицинским консультациям. Именно для телемедицины коронавирус стал началом серьезного роста: если раньше не все верили в объективность того, что в народе называют "лечением по телефону", то сейчас отношение поменялось. Многим пришлось воспользоваться услугами дистанционных консультаций и убедиться, что телемедицина работает (и хорошо) — и диагностика, и рекомендации по лечению или проведению дополнительных обследований, и подтверждение диагноза.
Кирилл Бобыльков
Начальник Департамента Стратегического Маркетинга Пао "Ск “Росгосстрах”"
“
Восстановление страхового рынка будет отставать от экономики примерно на полгода. Говорить об уровне снижения рынка можно будет только через несколько месяцев после того, как мы выйдем из карантинных ограничений. Сейчас очевидно, что временно обнулились такие сегменты, как страхование туристов и "Зеленая карта". Есть снижение в страховании имущества юридических лиц, так как много предприятий малого бизнеса временно не работает, и, очевидно, после снятия всех ограничений возобновят работу далеко не все из них. И после карантина станет ясно, насколько фактически упали продажи новых автомобилей, что означает уменьшение продаж полисов каско. Также неясно, останутся ли на прежнем уровне продажи полисов ДМС в нашем регионе, однако у нас сборы по ДМС не снизились.
Дмитрий Большаков
Заместитель Генерального Директора "Ресо–Гарантия"