Странное свойство имеет нынешний театральный сезон: с одной стороны, он внезапно для самого себя закончился еще в середине марта. С другой — поток видеоспектаклей лучших (и просто разных) театров России и мира неостановим и позволяет самоизолировавшемуся зрителю как бы не замечать наступления летнего "мертвого сезона". Заметим, следить за этим интернет–морем удобно с помощью сайта журнала "Театр", где каждый день публикуется афиша самых интересных трансляций на завтра. Продолжает бурную жизнь фестиваль "Точка доступа", в этом году целиком ушедший в онлайн.
Вполне процветает интернет–платформа Большого драматического театра — БДТ.Digital, на которой то великолепную "Алису" Могучего благотворительно показывают, то "Вишневый сад" в Minecraft переносят. Александринский театр начнет дышать соседу в затылок в августе: здесь запустят многообещающую виртуальную "Другую сцену".
Даже Театр Ленсовета, в самом начале карантина категорически отказавшийся уходить в интернет, сдался: ровно сегодня, 29 июня, в 19:00 в группе театра в сети "ВКонтакте" показывают видеозапись образцового спектакля Юрия Бутусова "Кабаре Брехт" (он будет доступен ровно сутки, не пропустите).
На фоне повышенной доступности онлайн–театра со всеми его родовыми недостатками — пониженной суггестивностью (в любой момент можно нажать кнопку "стоп" или просто отвлечься на чай и соцсети), невозможностью самому выбирать точку зрения (за зрителя это делает камера видеооператора), несформированностью специально заточенного на интернет–среду языка (никто и не требовал, впрочем, создать новый вид искусства за один календарный квартал) — все заметнее становится зияющая пустота на месте старого доброго офлайн–театра.
Едва ли не все городские храмы искусства ушли в досрочный отпуск. В анонсах — сплошь предложения приобретать билеты с открытой датой. В объявлениях об открытии театральных касс упор на возвраты, а не на покупки. Афиши либо пусты "до новых распоряжений", либо туманны. К примеру, в том же Театре Ленсовета уже 4 июля обещана долгожданная премьера "Утиной охоты" в постановке Романа Кочержевского, но билетов на нее не продают. Та же история с традиционным июльско–августовским парадом туристических "Лебединых озер" в Александринке. Мариинский театр как самый нетерпеливый попробовал было провести пару концертов в новых шахматно–масочно–перчаточных условиях, но продолжать пока не рискует.
Петербургские (и не только) театры словно замерли в недоуменном и настороженном ожидании. Отсутствие оптимизма неудивительно, учитывая общую политически–эпидемиологическую, экономическую и в особенности театрально–пенитенциарную обстановку.
Возможно, наиболее точно витающие в воздухе настроения поймал и зафиксировал режиссер Дмитрий Егоров в так называемом телемосте "В ожидании Годо — 2020". Премьера work in progress, сочиняемой специально для онлайна, состоялась в середине июня и до сих пор отлично доступна на Youtube.
Илья Дель и Кирилл Варакса ждут Годо в Zoom, морковку рисуют в Paint, покосившуюся иву разглядывают на виртуальных задниках. На зеленые тряпки позади актеров накладываются картинки — то Эйфелева башня, то облака, то Ельцин со своим "я устал, я ухожу", то еще что–нибудь смыслообразующее из наших дней. Янина Лакоба в роли Поццо обходится без виртуальной обстановки. Она единственная разрывает оковы кадра видеоконференции и вламывается в соседний, чтобы избить "живтвеца" Лакки — Максима Фомина. Но это удается лишь раз и не оказывает влияния на ход событий. Сколько бы ни смотрели друг на друга персонажи, сколько бы ни пытались обняться или передать друг другу воду, они стиснуты прямоугольничками Zoom еще прочней, чем текстом Беккета. У Дмитрия Егорова Диди и Гого даже умудряются повеситься на своих ремнях (чего автор пьесы им не позволял), но и это не спасает их от "должностной обязанности" — ждать Годо. Оба остаются распрекрасно живы, как в компьютерной игре, выйти из которой персонажам не дано.