Бизнес киберспортивных клубов до пандемии находился на подъеме. Участники рынка уверены: после снятия ограничений рост продолжится.
Киберспортивные клубы начали открывать в России задолго до кризиса, инвестиции в этот бизнес были довольно выгодным вложением.
По словам CEO CyberX Community Кристины Винограденко, средний клуб зарабатывает 720–900 тыс. рублей в месяц. Основная статья доходов — сдача в аренду персональных компьютеров. "Чем выше емкость рынка, тем больше ПК можно поставить. В среднем по размеру клубе установлено 30 машин. Выручка за сутки с одного места составляет от 800–1000 рублей (при работе от 3 месяцев). Кроме того, клуб дополнительно зарабатывает на продаже снеков, сэндвичей, напитков и прочего. Эта часть составляет примерно 15–20% оборота", — рассказывает она. Самые серьезные издержки — это аренда помещения и фонд оплаты труда.
Петербургский франчайзи сети Colizeum Дмитрий Лисовой рассказал, что с момента открытия клуба (в октябре 2019–го) прибыль заведения росла на 10–12% в месяц. Окупить затраты Лисовой планировал за 1,5–2 года, но ограничения, вызванные распространением коронавируса, внесли коррективы, и теперь предприниматель рассчитывает уложиться в 2–2,5 года.
Первоначальные инвестиции в создание сети Colizeum составили $1,5 млн. По словам ее владельца Алексея Локонцева, затраты окупились в течение 2–3 лет — к этому времени компания уже развивалась по франчайзинговой модели. Как объяснил Локонцев, такая форма ведения дел не предполагает новых значительных вложений владельца: основные затраты связаны с модернизацией софта, системой контроля качества и круглосуточной техподдержкой. "Франчайзи требуется разное время для выхода на окупаемость. У одних на это уходит 8 месяцев, у других — 1,5 года. До карантина доходность киберклубов составляла 40–50% годовых", — рассказывает он.
С началом пандемии киберспортивная индустрия полностью ушла в онлайн. Компьютерные клубы, как и другие заведения, относящиеся к сфере услуг, закрыты, поэтому их владельцы сдают оборудование в аренду, проводят турниры и другие мероприятия виртуально. Однако киберспорт не так легко перенести в интернет–пространство, ведь здесь важно живое участие. Как и обычный спорт, кибернетический немыслим без соревнований. "Финалы всех крупных и средних чемпионатов проходят офлайн, в некоторых случаях собираются целые стадионы фанатов, команды сражаются лицом к лицу, что и делает этот спорт абсолютно схожим с традиционным. Во время пандемии стало больше онлайн–турниров, но они не имеют даже малой части того объема рынка, который был до пандемии", — сообщил "ДП" тренер по киберспорту Евгений Денисов.
Впрочем, несмотря на нынешний упадок сферы услуг, киберспортивное сообщество предрекает рост популярности компьютерных клубов после окончания пандемии. Кристина Винограденко отмечает, что объем этого рынка увеличивается в России на 20% ежегодно и Петербург не исключение. В городе появляется все больше новых игроков, киберспортивных команд и лиг.
CyberX Community планирует открыть еще два клуба сразу после окончания режима самоизоляции в городе. "Рынок пока относительно свободен, но с каждым днем становится все сложнее завоевать здесь место под солнцем", — говорит Кристина Винограденко.
В сети Colizeum считают, что Петербург имеет особую специфику развития этой сферы. По словам Алексея Локонцева, жители Северной столицы очень консервативны по сравнению с обитателями других российских мегаполисов. Кроме того, преградой для развития становится ограниченное число вакантных предложений коммерческой недвижимости.
Вместе с тем, по словам Локонцева, у Петербурга потенциал открытия — примерно 100 клубов. "Рынок имеет перспективы роста как по числу точек, так и по количеству игроков. По сути, конкуренция еще даже не началась. Приход игроков с мощным парком машин и современными играми перевернет представление об этом секторе индустрии развлечений в глазах потенциальной аудитории в течение 1–2 лет", — уверен он.