"Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum"
В Петербурге открывается первая посткарантинная выставка. В Манеже, пока мы привыкали к самоизоляции, смонтировали большой проект фотоагентства "Магнум". Как удалось сделать блокбастер в разгар весеннего затворничества, да еще с участием одного из влиятельнейших мировых фотоагентств, — вопрос на засыпку. В России другого подобного случая не было. Еще в марте музеи, арт–центры и галереи заморозили текущие проекты. Некоторым удалось представить их онлайн. Большинство приостановленных выставок продлены, а кое–какие даже уже открыты. Но именно новых, только что сделанных выставок у нас нет, а за рубежом они наперечет.
Манеж был готов открыться еще несколько недель назад, однако в нашем городе, в отличие от Москвы, арт–институции пока что не получили на это разрешения. Проект выставки "Магнума" между тем начинался еще 2 года назад и готовился step by step. То, что у нас покажут работы знаменитых фотографов, — большая удача, ведь "Магнум" — оплот независимой документальной фотографии. Его основали Роберт Капа, Анри Картье–Брессон, Джордж Роджер и Дэвид Сеймур (Шим). Сегодня без них невозможно представить историю визуальной культуры ХХ века. Дело было вскоре после завершения Второй мировой. Все четверо прошли войну (некоторые даже не одну). Все сотрудничали с ведущими изданиями, но хотели быть независимыми, считая фотографию достоверным свидетельством реальности. В 1940–1950–е, когда телевидение еще не вошло в каждый дом, именно фотография была главным средством документального репортажа. Между прочим, даже в нашу медийно–дистанционную эпоху она по–прежнему сохраняет убедительность правдивого визуального рассказа.
Эта выставка — монументальный портрет России. С конца 1940–х до настоящего момента фотографы "Магнума" снимали и продолжают снимать нашу страну. Они не высматривают в нашей жизни изъяны и не слагают небылицы о родине слонов. На протяжении 70 лет они ведут независимый репортаж. Эта выставка и неожиданна, и поучительна, и забавна. Она наводит на размышления, как любой портрет, созданный внимательным и непредвзятым собеседником.