Переоборудование транспорта на другой вид топлива открывает новую нишу для бизнеса.
Лизинговые игроки присматриваются к рынку оборудования для перевода автотранспорта на газомоторное топливо (ГМТ). По данным сервиса "Федресурс", петербургская компания "Контрол лизинг" заключила договор лизинга газобаллонного оборудования (ГБО) на 20 легковых автомобилей с таксопарком ООО "Зита" и на 100 машин — с краснодарским ООО "Формула авто", в число учредителей которого входит местное ООО "ПИР", связанное с пассажирскими перевозками.
"Наш текущий портфель лизинга транспорта — это преимущественно легковые автомобили, используемые в такси и каршеринге, потребность в переоборудовании на ГБО есть более чем у 40% клиентов, — рассказала Мария Черникова, руководитель клиентского центра “Контрол лизинг”. — До конца текущего года мы планируем предоставить до 7 тыс. комплектов для легкового и до 1 тыс. для грузового транспорта и автобусов".
По оценке участников рынка, стоимость комплекта ГБО для одного легкового автомобиля составляет около 90 тыс. рублей, для грузового — 250–450 тыс. рублей. Таким образом, "Контрол лизинг" может увеличить свой портфель на 0,8-1 млрд рублей. В Рейтинге лизинговых компаний "ДП" по итогам 2019 года он занимал 8–е место по размеру портфеля в Петербурге (4,6 млрд рублей).
Большинство опрошенных "ДП" лизинговых компаний пока не готовы работать с лизингом оборудования для перевода транспорта на газомоторное топливо, предпочитая классические сделки лизинга транспорта, изначально произведенного для работы на ГМТ. "“Контрол лизинг”, вероятно, вынужден переводить свой автопарк на газ, чтобы компенсировать падение доходов сокращением расходов лизингополучателей из–за падения рынка такси и каршеринга в период запретительных мер в пандемию коронавируса", — отметил один из руководителей лизинговых компаний.
Альтернатива бензину
Для ГБО используется метан или пропан, оборудование для последнего обходится в 3–3,5 раза дороже. Поставщики газа обещают автовладельцам кратную экономию по сравнению с расходами на бензин. По данным "Газпром–АГНКС", чтобы проехать 1 км на метане, нужно потратить на топливо 1 рубль, тогда как на бензине — 3 рубля.
Срок окупаемости затрат зависит от пробега, для рядового автолюбителя она может занять несколько лет, для таксомоторных компаний — до полугода. Отсюда и формируемый лизинговыми компаниями спрос на переоборудование легкового транспорта, занятого в такси и каршеринге.
Ряд лизинговых компаний, наоборот, работает напрямую с поставщиками газа, финансируя строительство АЗС.
"Мы оцениваем лизинговый рынок по переводу транспорта на газовое оборудование как перспективный, в текущем году его емкость кратно увеличится, в том числе за счет господдержки в виде субсидий автопаркам. В нашем портфеле есть инфраструктурные сделки, в том числе и в регионах, когда поставщики или подрядчики строят сеть АЗС для автомобилей на газовом оборудовании, приобретенном с помощью лизингового финансирования", — говорит Александра Христофорова, совладелица лизинговой компании "Петербургснаб".
На сегодня в городе работает немногим более 100 станций, заправляющих метаном, и 10 — пропаном против порядка 600 точек доступа к традиционному топливу (бензину и дизелю).
По итогам 2020 года количество газовых АЗС увеличится незначительно, в том числе из–за отсутствия спроса. При этом в транспортной стратегии России, например, прописано, что к 2030 году доля автопарка с двигателями на альтернативных видах топлива (в первую очередь на ГМТ) должна составить минимум 49%. Оценить долю автомобилей в Петербурге, работающих на газе, эксперты затруднились.
"Газификация транспорта движется медленно, но лизинговый рынок является активным провайдером данной инициативы, — говорит Максим Агаджанов, генеральный директор группы “Газпромбанк Лизинг”. — Только за первое полугодие текущего года мы увеличили количество сделок по лизингу автомобилей, работающих на ГМТ, на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года".
Влияние субсидий
До 1 января 2020 года в Петербурге владельцы автотранспорта на ГМТ, в том числе юрлица, были освобождены от уплаты транспортного налога. Но эта льгота в текущем году была отменена. В Ленобласти, напротив, с января 2019–го до 2024 года введена скидка 50% от ставки налога на каждое транспортное средство.
Владельцы автопарков отмечают, что налоговая льгота не является стимулом для перевода уже приобретенных автомобилей на ГМТ, в отличие от субсидий на покупку новых. Как говорит Максим Агаджанов, одна из программ Минпромторга РФ предполагает скидку на покупку в лизинг транспорта российского производства, использующего природный газ в качестве моторного топлива, в размере от 105 тыс. до 3,4 млн рублей на каждую единицу техники. Кроме того, в конце июня текущего года правительство РФ увеличило размер госсубсидий собственникам автомобилей до двух третей от затрат на перевод авто на ГМТ. Предельный размер компенсаций в зависимости от вида транспорта — от 27 тыс. до 200 тыс. рублей, без учета коэффициента на 2020 год, удваивающего этот лимит.