Брутальность стала частью брендбука?
Лет пятнадцать назад "Зенит" стремился вызвать симпатии всей России, но теперь с прошлым покончено окончательно и бесповоротно. Петербуржцы выиграли второй футбольный сезон подряд, чем настроили против себя жителей РПЛ. Пусть они и сами виноваты в своем бедственном положении — то, что спортивный менеджмент в России по–прежнему большей частью находится на любительском уровне, с незавидным упорством доказывают не только периферийные, но и столичные клубы.
Одна из самых удачных — по ритму, но не по смыслу — кричалок зенитовских фанатов содержит слова "доминируй, унижай". После победы в Краснодаре, когда раздевалка сине–бело–голубых пошла на взлет, Артем Дзюба с помощью Сердара Азмуна устроил пантомиму, образно говоря, переложив стихи в хореографию. Если бы это не было глупой шуткой, которая объективно не предназначалась для камер, можно было бы принять процесс за часть нового брендбука. "Зенит" перестал огрызаться бессмысленными комментариями в ответ на обвинения в пользовании административным ресурсом и особым положением, наоборот, подкидывая дровишки в топку ироничными комментариями в своих могучих социальных сетях. Потянуло на "молодежненькое" и генерального директора клуба Александра Медведева, который расшифровал номер Дзюбы как предсказание к предстоящему 19 июля полуфиналу Кубка России со "Спартаком". То ли столичная, то ли народная команда послушно заняла последнее место в этой пищевой цепочке, выпустив с жалобным писком официальную жалобу на Медведева.
Инстинкт убийцы — то, чего не хватало "Зениту" до победы в 2019 году, — возрождается не только результатами, но и искусственными методами. Раскрутка "радужной" истории, конечно, выглядит нелепо, и лучше бы перестать на ней спекулировать уже в ближайшее время. Но раз принято говорить, что российский футбол только учится, следовательно, он учится и такому приему, как mind games. Психологическое давление на соперников в футболе принято оказывать с давних времен, и чем дальше в прошлое — подальше от наступающей политкорректности — тем жестче методы. Почетный президент мюнхенской "Баварии" Ули Хенесс заслужил себе прозвище "Цепной пес" за удивительное умение развязать скандал на ровном месте, облаяв через прессу всех, кто позволял себе хотя бы слово критики в адрес его клуба. Конкурентов, как правило, сжирали живьем. А у тех, кто шел дальше словесных выступлений, как тренер Кристоф Даум, вдруг находили в волосах следы кокаина. В менее жесткой форме эти "майнд геймс" были популярны и в Англии. Правда, на уровне тренеров–харизматиков: Жозе Моуринью, придя в "Челси", нагло троллил всех без разбору, включая уважаемых, и только сэр Алекс Фергюсон давал ему отпор, тогда как Арсен Венгер обижался и ныл.
Мы это все к чему? "Зенит" своим поведением — где–то случайно, где–то намеренно — предсказывает ближайшее будущее, в котором гегемония Петербурга выглядит неизбежной. Но достигнута она на самом деле не исключительно за счет того, о чем говорят проигравшие конкуренты.
Да, "Зенит" по–прежнему регулируется серьезным спонсором и не последнюю роль в нем играет любовь к футболу Алексея Миллера. Но почему–то мало кто способен оценить наибольший порядок и стабильность во внутренних рядах среди всех клубов верхней части таблицы.
Медведев после чемпионского матча заявил, что не видит поводов увеличивать бюджет для приобретений, но и об уменьшении не сказал ни слова. Как бы далее ни выглядела Лига чемпионов на фоне коронавируса, который пришел к нам, похоже, навсегда, "Зенит" в нее попадет — и давно уже нацелен на плей–офф, к которому был в нынешнем сезоне очень близок. Состав непременно изменится, если уйдет Иванович и удастся продать Азмуна. Придет ли на его место Кокорин или другой серьезный нападающий — принципиальной роли не играет. Если уж "Зенит" в момент объявления карантина расселся по домам так синхронно, будто заранее был в курсе всего, то правила использования легионеров с соответствующими паспортами — ЕС не приветствуется — уже известны давно. И раз испанский спортивный директор Хавьер Рибальта передумал покидать Петербург по методу предшественника Дитмара Байерсдорфера, значит, работа есть, и она кипит.
Ждем трансферного окна как никогда. В новых условиях победит самый наглый. Уже не на словах, а на деле.