Из–за эпидемии потери ГЧП–проектов на стадии эксплуатации могут составить 47 млрд рублей.
В зоне риска оказалось 360 реализуемых проектов, примерно столько же (390) проектных инициатив — под угрозой срыва. Таковы оценки Национального центра ГЧП.
Мировой опыт показывает, что именно во времена кризисов инвестиции в развитие инфраструктуры помогают скорее преодолевать последствия негативных процессов в экономике. В свое время развитие инфраструктуры обеспечило выход США из затяжного экономического кризиса, именуемого Великой депрессией. В Китае сейчас в связи с пандемией ослабили ограничения на финансирование инфраструктурного строительства. Власти позволили местным правительствам использовать часть целевых облигаций в качестве проектного капитала для поддержки крупных национальных проектов.
Готовы соорудить
Несмотря на то что Петербург — один из лидеров среди субъектов РФ по развитию транспортной инфраструктуры на принципах ГЧП (аэропорт Пулково, ЗСД, трамваи "Чижик" и "Славянка"), инвесторам есть куда вкладывать средства. В частности, в привлечении инвестиций и современных технологий нуждается система метро, считают в группе "ВИС", которая, как писал "ДП", планирует поучаствовать в строительстве подземки.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Инфраструктурный рейтинг — 2020
"Нагрузка на этот вид городского транспорта в Петербурге чуть ли не самая большая в мире. Решением может стать увеличение темпов строительства новых линий и станций за счет привлечения внебюджетных источников. Один из таких перспективных проектов — отдельная ветка метро до аэропорта Пулково от станции “Проспект Ветеранов” с возможностью продления ее до “ИТМО Хайпарк”. Он давно обсуждается, и группа “ВИС” входит в число инвесторов, готовых проработать и реализовать этот проект в партнерстве с ведущими китайскими метростроителями", — прокомментировали в группе "ВИС".
Капиталоемкие транспортные проекты ГЧП не предполагают серьезной нагрузки на бюджет в первые полтора года их реализации. Основные затраты на стадиях проведения изысканий и проектирования несет инвестор, приводят аргументы в пользу такой схемы в ВИС. К моменту, когда наступит срок основных обязательств бюджета, последствия нынешнего кризиса уже могут быть преодолены. Правда, это если придерживаться оптимистичного сценария.
Помощь близко
Минэкономики разработало закон о ГЧП, который должен облегчить реализацию проектов в этой сфере. Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП "Качкин и партнеры", отмечает, что внесение законопроекта в правительство РФ — действительно большое событие для рынка. Его готовили больше 2 лет.
"Наиболее значимые дополнения — внесение определенности в вопросы финансового участия публичной стороны и применение механизма так называемых особых обстоятельств, это основной инструмент управления рисками в концессионных проектах, когда стороны договариваются о порядке и способе взаимодействия во внештатных ситуациях. Финансовое участие в его сегодняшнем виде порождает много вопросов: это и предельный размер капитального гранта (в законопроекте ограничен 75% от расходов на создание), и нормативное определение платы концедента, и легализация минимального гарантированного дохода (МГД), давно и активно применяемого на практике, но при этом все равно вызывающего вопросы и опасения публичной стороны", — отмечает Качкин.
В группе "ВИС" важной частью законопроекта считают, в частности, механизм компенсации частному инвестору затрат на подготовку проекта в случае заключения соглашения с иным лицом. Однако очевидно, что согласующие органы власти, прежде всего ФАС и Минфин, представят замечания, преодоление которых потребует значительных усилий, говорит Денис Качкин.
Материал подготовлен специально для Инфраструктурного рейтинга "ДП"