Итак, в Петербурге четвёртый месяц не работают рестораны (веранды не в счёт), кинотеатры, концертные площадки, event-индустрия, торговые центры и часть магазинов. В усечённом режиме работают автосалоны, фитнес-клубы и другие организации, предоставляющие услуги населению и требующие личного контакта. Туристическая сфера без иностранцев едва сводит концы с концами. Потери для городского бюджета просто огромные. По подсчётам экспертов, городская казна потеряет как минимум 20% доходов из-за бизнеса, остающегося под запретом.
В отличие от Москвы, которая вводила жёсткий карантин и электронные пропуска, в Петербурге избрали более демократичную стратегию. Запреты существовали на бумаге и носили по большей части рекомендательный характер. Столичный мэр Сергей Собянин пошёл на непопулярные меры и ввёл цифровой контроль за перемещением граждан, а в Петербурге дальше разговоров о необходимости ужесточения локдауна дело не дошло, всё ограничилось лишь кулуарными совещаниями. Как показало развитие событий, Москва и другие города, действовавшие по жёсткому сценарию, достаточно быстро вышли из карантина, разрешив практически все виды деятельности. Петербург же как держал большую часть экономики закрытой, так и продолжает это делать.
Непонимание мотивов и решений правительства города дошло до того, что бизнесмены начали объединяться и стали обращаться с письмами напрямую президенту РФ, подавать эмоциональные и полные отчаяния жалобы антимонопольщикам. "Мы исходим из рекомендаций Роспотребнадзора и текущей ситуации", — сообщили dp.ru в пресс-службе вице-губернатора Евгения Елина в ответ на просьбу прокомментировать недавнее обращение владельцев ТЦ к Владимиру Путину.
При этом чиновники искренне обижаются на бизнес-сообщество за то, что предприниматели не слышат их объяснения. Евгений Елин неоднократно говорил в СМИ, что город готов открыть ТРЦ и рестораны, "когда это будет безопасно". Понимание безопасных условий есть у Роспотребнадзора, по логике которого ТРЦ смогут работать, когда количество свободных коек в больницах будет на уровне 50%, а коэффициент распространения заболевания опустится ниже 0,5. Сейчас в городе свободных коек 49%, но коэффициент распространения достигает 1,12. И этот коэффициент в последнее время (16 июля тоже) растёт. А значит, что если город и добавит ещё 0,1% свободных коек, то Роспотребнадзор не выдаст разрешения на открытие ТРЦ и ресторанов.
Таким образом, на территории Санкт-Петербурга фактически уничтожается целый сегмент бизнеса.
Перекладывание ответственности с одной структуры на другую, недопонимание между властями и бизнес-сообществом дошло уже до крайностей. Давно в городе не было настолько ожесточённой критики Смольного и его отдельных представителей. "Коронакризис обнажил (нет другого слова) истинную природу взаимоотношений бизнеса и власти. Бизнес в Санкт-Петербурге — граждане второго сорта, у которого не может быть ни своего мнения, ни своего голоса. Только обязанности: платить налоги и сохранять рабочие места при четвёртом месяце полного или частичного закрытия", — говорит вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова, комментируя обращение владельцев ТЦ в Кремль.
"Как я понимаю владельцев и руководителей ТЦ города. Никто не понимает логики решений власти. РПН тычет пальцем в губернатора, а губернатор ссылается на РПН. Шизофрения. К слову, на наше письмо президенту поступил ответ. Президент спустил писать ответ на жалобу тому, на кого писали жалобу, то есть в Смольный", — указывает на коллапс между ведомствами сопредседатель комитета по туризму и гостиничному бизнесу ассоциации Amcham в Санкт-Петербурге, член Российской ассоциации этики бизнеса и КСО RBEN, генеральный менеджер отеля Courtyard by Marriott St. Petersburg Center West/Pushkin Яков Адамов.
Чиновники, понимая всю полноту проблемы, просто разводят руками: мол, мы ничего не можем поделать, есть нормы Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор и вправду получил практически диктаторские полномочия, без его предписания городские власти не могут приступить к очередному этапу снятия карантина в городе. Руководитель ведомства Наталья Башкетова сейчас фактически является хозяйкой города, именно она решает, какому бизнесу разрешено будет выжить, а какой умрёт. Любопытно, что в той же Москве при цифрах распространения коронавируса таких же, как в Петербурге, практически все виды бизнеса были разрешены.
"У Собянина просто политической воли больше, он не побоялся взять на себя политическую ответственность, понимая, что Роспотребнадзор будет против. Наш же боится взять на себя ответственность, а Роспотребнадзор исходит из того, что у них главная задача, чтоб цифра заболевших не росла, а на бизнес им плевать", — отмечают в разговоре с "ДП" собеседники в Смольном.