Навигация по рекам и каналам Петербурга открылась еще 2 недели назад, но коронавирусные ограничения действуют. При этом речной туризм, по оценке "Деловой России", — не самый пострадавший сегмент туриндустрии, в отличие, например, от гостиниц.
"На борту в связи с эпидемиологической ситуацией проводятся профилактические меры: перед посадкой измеряется температура туриста, ему, как и персоналу судна, нужно быть в маске и перчатках, на борту есть антисептики", — именно так теперь происходит прогулка на теплоходе по рекам и каналам Северной столицы, по словам Анны Малиновской, руководителя отдела внутреннего туризма туроператора "Прогулки".
Гости города — основная аудитория, на которую рассчитывают владельцы такого речного бизнеса, но сейчас приезжих в Петербурге значительно меньше, чем обычно летом. "В прошлые годы у нас загрузка теплоходов была максимальная, сейчас она в 2–4 раза меньше", — констатирует Николай Самойлов, директор по маркетингу компании "Астра Марин".
На снижение прибыли влияет и сократившееся на треть время сезона работы. "30% прибыли из–за 2 месяцев карантина мы точно потеряли", — говорят в "Астра Марин". Операторы, выступающие посредниками между владельцами судов и туристами, выживают за счет комиссии с проданных билетов. Но, "как и любая турфирма в Петербурге, мы остались без большей части летнего дохода", заявляет Малиновская.
По словам Ирины Семеновой, генерального директора ООО "Едемвотпуск.ру", чтобы восстановить отрасль до того состояния, в котором туризм находился до пандемии, потребуется минимум 2 года. Правда, есть и дополнительные шансы.
"Если государство выделит субсидированную поддержку на развитие детского туризма, то фактически будут задействованы и туроператоры, и туристические агенты, и музеи, и парки, и гиды, и транспортная составляющая. Наш город очень многие хотят посетить, и много из того, что есть в Петербурге, коррелируется со школьной программой, то есть это направление поможет значительно поднять уровень туризма", — констатирует эксперт.
Помимо продажи билетов на рейс значительную часть доходов речного туризма составляет ресторанное обслуживание на борту. Но из–за общих ограничительных мер продажа еды и напитков здесь под запретом.
Эксперты отмечают, что "для теплоходных компаний важно собрать максимальный объем доходов, чтобы заработать то, что недополучено в период запрета навигации". Однако, по прогнозам "Астра Марин", прибыль речного туризма в 2020 году будет ниже на 40–60% к прошлому году.