В Петербурге так уже делают.
В июле в министерстве транспорта состоялся координационный совет по инвестициям, где, в частности, обсуждали инфраструктурные облигации. "Это реальный механизм для большинства наших транспортных компаний, транспортных строителей. Также нам бы хотелось попробовать использовать те механизмы, которые сейчас Минстрой применяет в жилищном строительстве. Это привлечение средств с рынка, привлечение средств массового пользователя. Вполне возможно, наши граждане захотят поучаствовать в финансировании строительства тех или иных транспортных объектов", — заявил позже глава Минтранса Евгений Дитрих. Раскрыть первые детали различных вариантов инвестирования в строительство инфраструктуры министерство намерено в течение июля.
Очевидная цель — привлечение массовых инвесторов на открытом рынке, уверен эксперт Академии управления финансами и инвестициями Илья Запорожский. Как российских инвесторов, так и иностранных, как институциональных — банков, управляющих и страховых компаний, так и индивидуальных инвесторов.
"Деньги собираются привлекать путем выпуска инфраструктурных облигаций — долговых ценных бумаг, обеспеченных высоконадежными активами. По примеру ипотечных облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами, инвестор покупает облигацию, получая в течение и в конце срока ее действия процентный доход. По желанию может продать их другому инвестору или дождаться погашения. Пока в США околонулевая доходность, в РФ существенно растет рынок ипотечных облигаций, который готовится превысить 1 трлн рублей, при средневзвешенной ставке по ипотеке около 10% годовых. Он будет способствовать и спросу на инфраструктурные облигации, доходность которых может быть на сопоставимом уровне по соответствию надежности", — отмечает Илья Запорожский.
Также механизм вполне может быть организован через фонды коллективных инвестиций. В первом приближении это ПИФ, а также попытка реализовать аналог трастов вложения в недвижимость REIT, популярных на Западе, считает эксперт.
Если бы речь шла о финансировании проекта с понятно вычисляемой величиной экономической отдачи и полностью прозрачной в этом плане отчетностью, чего не скажешь о проектах дорожного строительства, то для подобных проектов можно было бы в будущем использовать и механизмы ICO, цифровых токенов, считает шеф–аналитик TeleTrade Петр Пушкарев, но, конечно, эта тема могла бы работать только для очевидно коммерчески окупаемых в разумный срок государственных проектов и при детальной проработке соответствующей законодательной базы.
В Минтрансе на запрос "ДП" о вариантах привлечения инвестиций не ответили.
Придет ли инвестор?
По мнению Пушкарева, самым понятным и прозрачным механизмом действительно будет выпуск специальных транспортных облигаций. Но, чтобы у представителей бизнеса или групп граждан тема таких инвестиций вызвала реальный интерес, доходность бумаг должна быть как минимум на 2,5–3% выше, нежели купонные выплаты по ОФЗ Минфина.
При этом Илья Запорожский уверен в инвестиционном интересе к таким продуктам за счет привлекательного механизма вложений в стабильный и поддерживаемый государством рынок. "Такой способ во многих отношениях проще и понятнее ГЧП. При этом, например, членам СРО уже удалось привлечь в экономику страны 28 млрд рублей. В сжатые сроки были разработаны необходимые изменения в законодательстве — 166–ФЗ. Новые меры помогут привлечь по меньшей мере еще на 10–15 млрд рублей больше", — отмечает эксперт.
Финансирование инфраструктурных проектов похожим с ипотечными облигациями путем возможно, считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский, однако инвестор быстро не придет. "Это обусловлено тем, что подобного рода продукты необходимо рекламировать и дополнительно просвещать о них потенциальных инвесторов. Это особенность российского рынка, которая вытекает из его неразвитости и низкой финансовой грамотности населения. Поэтому, если будут затрачены силы и средства, в конечном итоге проект может взлететь", — полагает Капустянский.
С большим именем
Весьма желательно, считает шеф–аналитик TeleTrade, чтобы в российском проекте Минтранса каждый выпуск облигаций был посвящен конкретному большому инфраструктурному проекту с известным названием и именем. Например, скоростной железнодорожной магистрали по такому–то маршруту или строительству мостов в таком–то регионе. Это как минимум в дополнение к чисто финансовым рычагам спроса обеспечит еще и эффект эмоционального участия жителей и какого–то смежного с инфраструктурным проектом бизнеса в реализации планов по развитию своего региона. Многие люди вложились бы несколько лет назад в строительство Крымского моста или олимпийских объектов, уверен эксперт.
Примерами с большими именами могут как раз послужить петербургские объекты. Так, для строительства Северного и Южного участков Западного скоростного диаметра (ЗСД) АО "ЗСД", принадлежащее Петербургу, в 2011–2012 годах разместило облигации на сумму более 25 млрд рублей. Купонный доход владельцев облигаций до сих пор остается одной из основных статей расходов АО "ЗСД". Даже при секвестре бюджета в этом году Смольный не урезал сумму 2,5 млрд рублей, заложенную на обслуживание облигационного займа.
Еще один пример — Транспортная концессионная компания (ТКК) с проектом первого частного трамвая "Чижик" в Красногвардейском районе. Для реализации проекта компания выпустила облигаций на 12 млрд рублей. Это было первое в России публичное размещение долга в секторе общественного транспорта. "Полученные средства были потрачены на создание объекта концессионного соглашения — новой трамвайной сети с подвижным составом и объектами инфраструктуры. Купоны выплачиваются из выручки, получаемой от сбора платы за проезд и эксплуатационного платежа от концедента", — прокомментировали в ТКК, отметив, что дополнительные средства концессионер привлекать не планирует, поскольку инвестиционная стадия проекта завершена.