Закрытые границы заставили петербуржцев пристальнее взглянуть на карту СЗФО. Туроператоры отмечают: в Карелии отели заполнены и спрос продолжает расти.
В Ростуризме охарактеризовали как "взрывной" текущий спрос на внутренние путешествия. В ведомстве ожидают, что в летнем сезоне — 2020 загрузка даже по не связанным с морским отдыхом направлениям будет стремиться к максимальной. В качестве примера региона с высоким туристическим спросом назвали Карелию.
Индивидуальные путешественники интересовались поездками в республику даже во время карантина, рассказывает директор по развитию ООО "СканТур" Анастасия Трушина. Впрочем, участники рынка разошлись в оценках постковидных тенденций спроса на туры в Карелию.
Внутренняя миграция
По данным недавнего исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), четверть россиян, которые до пандемии отдыхали только за рубежом, задумываются провести ближайший отпуск в России. В 2019 году "Яндекс", изучив самые частые запросы пользователей, отметил почти трехкратный рост популярности внутреннего туризма по сравнению с летом 2014–го. За 5 лет заметно уменьшился интерес к пляжному отдыху и вырос к активному — например, в Красной Поляне, на Алтае и в Карелии.
После закрытия границ петербургское агентство "Бон Тур", главным приоритетом которого до пандемии были зарубежные направления, переориентировало клиентов на путешествия по России. Для тех, кто и раньше предпочитал отечественные маршруты, одним из любимых как раз была Карелия, и пандемия не повлияла на ситуацию, отмечают в агентстве. За последние месяцы поток внутренних туристов увеличился как минимум в 2 раза, говорит генеральный директор компании Александр Городничин, поясняя, что для туристов, которые часто бывали в Европе, региональная инфраструктура оказалась непривычной. "Мы пытаемся сделать комфортабельные условия, но в Карелии это очень сложно. С питанием, например, очень тяжело: обед стоит 400–520 рублей, а в Казани абсолютно такой же — 300–350. Кафе, которые мы заранее заказываем, надо заказывать два–три раза, а на следующий день менять, потому что качество резко падает", — говорит Александр Городничин.
Развитие туризма в Карелии и сохранение интереса к направлению будет зависеть от уровня сервиса, который предоставляют сегодняшним туристам, считает вице–президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО), директор департамента регионального развития ФРиО Макс Беляев. "Я бы сказал, что Карелия является одним из признанных бриллиантов Российской Федерации, — говорит эксперт. — Остров Кижи и другие места — уже состоявшиеся бренды, огранку которых нужно совершенствовать, и в этой огранке огромную роль играет качество сервиса. На фоне роста туристического потока нужно еще больше внимания уделить качеству обслуживания приезжающих гостей в отелях и ресторанах, чтобы они чувствовали, что им здесь очень рады, что их очень ждали, то есть очень надеются на то, что они вернутся еще раз".
Проверенные маршруты
В туроператоре "СканТур", который еще 5 лет назад переориентировался на внутренний туризм и выделил Карелию в отдельное подразделение, отмечают, что спрос на наиболее популярные туры в этот регион вырос на 15–20% по сравнению с 2019 годом в целом.
Во время карантина клиенты бронировали туры на 2 месяца вперед, рассказывает Анастасия Трушина.
"Мы получали постоянные звонки и письма туристов с вопросом, когда же возобновятся поездки. Сейчас на территории Карелии происходит поэтапное снятие ограничений на организованный туризм.
Например, горный парк “Рускеала” ежедневно принимает несколько тысяч человек, а в Сортавале сейчас практически невозможно найти свободные места в гостиницах. Туроператоры расселяют туристов, но у каждой компании ограничено количество бронирований, и мест размещения просто не хватает", — рассказывает эксперт.
В последние годы спрос на туры в Карелию увеличивался примерно на 30%, говорит она. Если в прошлом году в "СканТур" превалировал спрос на двухдневные туры, сейчас популярностью пользуются поездки продолжительностью от 3 дней.
Согласно статистике туроператора, в июле 2020 года жители Петербурга чаще всего выбирали совместный экскурсионный тур в Карелию и на Валаам длительностью 4 дня (стоимость одноместного размещения — 16 550 рублей) и двухдневный тур в Рускеалу (от 5550 рублей).
Точки притяжения
Пандемия положительно влияет на развитие внутреннего туризма, однако только рост спроса в такой ситуации не может создать тенденцию, полагает Макс Беляев.
"Туристы еще сильнее, чем прежде, будут пытаться получить самое выгодное предложение и минимизировать количество посредников на пути к отпуску. Многие станут планировать отдых самостоятельно и использовать различные агрегаторы для сравнения предложений", — прогнозируют в НАФИ.
Туроператоры в качестве тенденции называют также изменение среднего возраста клиентов. Если раньше у "СканТур", например, основными клиентами были 30–40–летние, то сейчас все больше запросов от тех, кому от 18 до 30.
Закрытие границ привело деньги и туда, где турист, тем более состоятельный, был нечастым гостем. Туроператоры фиксируют рост заявок на услуги классов люкс и премиум.
"Те, кто раньше выбирал путешествия на Сейшельские острова, сейчас не могут позволить себе такие маршруты. Но люди по–прежнему хотят и ходить на яхте, и побывать там, куда еще не ступала нога человека. Мы получаем запросы, в которых присутствуют яхты, иногда вертолеты, которые используются как трансфер на острова — Валаам, Кижи, Соловки. Это более высокий средний чек, который варьируется от 200 тыс. вплоть до 3 млн рублей на один запрос продолжительностью от 2 до 5 дней", — говорит Анастасия Трушина.
Еще одним трендом можно считать стремление людей уехать из больших городов в более спокойные места, считает Макс Беляев.
"В этом турсезоне, думаю, Москва и Петербург не являются точками притяжения туристов: люди хотят уехать туда, где меньший процент заболевших", — говорит Макс Беляев. Спрос на туризм в Карелии после пандемии зависит от действий властей региона, считает он.
"Туристы едут туда, где, им кажется, будет красиво и интересно. Но следующее, в чем они хотят быть уверены, — что им будет комфортно спать, комфортно есть, — говорит Макс Беляев. — Если однажды человек приехал на красивый вид, второй раз он вернется на сервис. Или же будет искать более хорошую картинку в надежде получить также и лучший сервис".