Эксперты пророчат успех онлайн–сервисам и идеям по оптимизации рабочих процессов на фоне второй волны эпидемии.
Пандемия ускорила интернет–потребление на 3 года вперед — и это станет главным трендом в сфере бизнес–инноваций в ближайшее время. "Поддержку будут получать проекты, так или иначе связанные с ним. Инвесторы сейчас активно вкладывают в образование, сервисы, помогающие организовать удаленную работу, е–commerce", — говорит основатель компании Qmarketing Academy Роман Кумар Виас.
Независимый PR–консультант Анастасия Куценко также отмечает, что миллионы людей по всему миру начали работать из дома. "Из–за массового перехода на удаленную работу выросла популярность корпоративного мессенджера Slack Technologies. Растет прибыль стриминговых сервисов, таких как Netflix. Платформа для дистанционных совещаний Klaxoon увеличила спрос на 90%", — рассказывает Куценко.
По ее мнению, вторая волна пандемии тоже приведет к повышению интереса к консультациям юристов и развитию компаний, которые берут на себя вопросы рефинансирования задолженностей и организации банкротств: "Что, с другой стороны, прогнозирует спрос на образование в сфере финансовой грамотности, изучение особенностей работы с финансовыми рынками и создания инвестиционного портфеля".
Впрочем, заместитель руководителя информационно–аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова говорит, что сейчас в России на фондовом рынке ярких стартапов нет, а готовящийся закон о категоризации инвесторов будет и вовсе отпугивать физлиц от рискованных активов и мешать владельцам стартапов привлекать капитал.
Технологичный ретейл
Самыми востребованными будут направления онлайн–ретейла (например, службы доставки), образовательные сервисы, телемедицина. Инвесторы будут обращать внимание на проекты HR tech, связанные с инновациями в рекрутинге, а также на продукты для удаленной работы, подчеркивает директор iDealMachine Елена Силинская.
"В ретейле примерами успешных решений я бы назвала сервисы доставки продуктов (как "Самокат" или iGooods). Также из потенциально растущих ниш можно выделить foodtech (например, GrowFood). А для “уберизации” в HR интересное решение предложили в Stafory — робот Вера, созданный на базе искусственного интеллекта", — говорит Силинская.
Кроме того, эксперт считает, что инвесторов смогут привлечь технологии для интернет–маркетинга. Например, портфельный проект iDealMachine UseID.pro систематизирует обезличенную информацию из соцсетей для формирования узких групп людей по предпочтениям, это позволяет создавать персональные рекламные предложения. Основатель и CEO UseID.pro Андрей Сатин отмечает, что такие проекты реализовать тяжело. "Мы создавали сервис в том виде, в котором он сейчас работает, порядка двух с половиной лет, и это далеко не первая версия. Изначально в команде было четверо разработчиков, сейчас уже 12. Помимо технических сложностей подобные решения требуют больших финансовых вложений, которые могут позволить себе далеко не все молодые предприниматели. Первоначальные инвестиции до момента устойчивых продаж можно оценить в сумму не менее $2,5–3 млн", — говорит он.
Сейчас петербургские предприниматели продвигают стартапы и в ретейле. Например, в "ТП Лаб" создали систему видеоценников Retail Rotor, которую используют в магазинах электроники.
"Все устройства на открытой выкладке магазина отображают информацию о себе: технические характеристики, цену, действующие акции, содержат видеорекламу товара. В пандемию система оправдала себя, позволив информировать клиентов о том, какие отделы магазина открыты на вход. Она сообщала о правилах оплаты товара и возможности забрать его", — рассказывает гендиректор компании Дмитрий Ивченко.
Елена Силинская сомневается, что подобные решения в период второй волны пандемии смогут выиграть у сервисов онлайн–доставки и интернет–магазинов.
Руководитель направления "Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации" IТ–кластера фонда "Сколково" Алексей Каленчук считает, что осенью выигрышными будут ВКС–сервисы. "На рынке могут появиться специализированные продукты, например для корпораций, госкомпаний, силовых структур. Сейчас им приходится пользоваться “кривыми” отечественными сервисами или зарубежными продуктами, но у того же zoom высока вероятность утечек информации", — комментирует он. По мнению эксперта, предпринимателям стоит сделать упор на создание собственного ПО с нуля: у тех, кто будет адаптировать зарубежные решения под российский рынок, шансов на успех меньше.
Мой руки смолоду
В контексте пандемии потребители особенно заботятся о собственном здоровье и безопасности. Как рассказывает Анастасия Куценко, датская компания Blue Ocean Robotics за 2 года выросла в продажах на 400% за счет разработки дезинфекционных роботов, которые помогают убивать вирусы и бактерии в больницах при помощи ультрафиолетового излучения. Для многих петербургских компаний инвестиции в производство средств безопасности оказались спасательным кругом — по крайней мере продажа защитных экранов и масок позволила отбивать аренду и платить зарплату сотрудникам. Так, типография "Быстрый цвет" разработала первые образцы защитных экранов и начала серийное производство еще в начале апреля. Компания поставляла их в основном малому бизнесу: автомастерским, небольшим магазинам, медцентрам, салонам красоты.
"Эта продукция не принесла компании прибыль, но позволила сохранить штат в условиях спада спроса на полиграфию", — рассказывает директор предприятия Кирилл Евдокимов.
Эксперты считают, что технологичные средства безопасности в дальнейшем будут появляться на российском рынке, но вряд ли это станет полноценным инвестиционным направлением. Алексей Каленчук уверен, что сфера систем дезинфекции сегодня слабо реализована, но чем более автоматизированными они окажутся, тем быстрее будут выходить на рынок. Роман Кумар Виас также замечает, что средства безопасности эволюционируют, но рынок подобных продуктов еще не очень большой.
"Те, кто вынужден ходить на работу, в основном средний класс, используют классические дешевые методы защиты. Более обеспеченные люди сидят дома на удаленке, и эти средства им зачастую не нужны, так как в эпоху пандемии они даже не выходят на улицу", — рассказывает он.
В целом эксперты отмечают, что проекты в сфере медицины ожидаемо востребованы в текущих реалиях. Но срок жизни у многих из них небольшой — паника из–за вируса поутихнет, и о таких стартапах могут забыть, если их вовремя не трансформировать.
Восстание машин
Павел Фролов, основатель международной сети школ робототехники robboclub.ru:
Благодаря режиму самоизоляции рынок онлайн–образования, который и так развивался достаточно уверенно, перешел в стадию бурного роста. И если в 2019 году 95% этого рынка приходилось на программы для взрослых, то сейчас в связи с закрытием кружков и секций появляется большое количество курсов для детей.
Мы ожидаем, что в 2020 году рынок детского онлайн–образования вырастет как минимум в 2 раза. Вероятность второй волны пандемии только стимулирует спрос: уже сейчас родители ищут удаленные занятия на осень.
Прорывных решений стоит ожидать и в сфере робототехники. Здесь можно предположить рост интереса к машинам, которые позволяют снизить количество контактов между людьми. Например, роботы для медицинских учреждений: они развозят еду по палатам, выдают лекарства, дезинфицируют и убирают помещения, обеспечивают удаленный контакт пациента с врачом или близкими. Роботы–диагносты смогут измерять температуру больного, контролировать уровень сахара в крови, проводить сбор анамнеза и направлять к нужному специалисту.
Также онлайн–покупки и заказ еды на дом стимулируют рост рынка сервисов доставки. Следующий шаг — ее организация беспилотными устройствами (дронами, роботами). Кстати, в стадии обсуждения находится законопроект, снимающий ограничения для развития наземных и летающих беспилотников.
Сейчас в России запрещено эксплуатировать автомобиль без водителя на дорогах общего пользования, а требования к организации полета дронов делают их эксплуатацию невозможной. Новый закон устраняет эти барьеры.
Этот же документ снимает ограничения для развития телемедицины. Сейчас в России она не может применяться повсеместно — врачи должны проводить первичный осмотр лично. Можно ожидать появления стартапов в этой сфере. Еще одно важное новшество этого закона — создание условий для развития умных отелей. Сейчас нет юридической возможности использовать технологии интернета вещей, виртуальной реальности, электронных платежей и удаленной идентификации для организации гостиниц. Принятие документа сделает возможным бесконтактное заселение и проживание и откроет этот рынок для бизнеса.