Никакие меры безопасности в общественном транспорте в период эпидемии не будут гарантировать пассажирам защиту от риска заражения, но, как известно, на войне все средства хороши. Куда важнее, по мнению экспертов, продумать альтернативные варианты передвижения граждан.
Минтрансу РФ понадобилось практически 2 месяца на разработку и согласование с Роспотребнадзором методических рекомендаций по работе общественного транспорта в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Они различны для трех режимов: ограничений, связанных с распространением инфекции, режима повышенной готовности (или стабилизации) и штатного.
Основные требования — дезинфекция подвижного состава (контактных поверхностей и воздуха) утром и вечером при режиме ограничений и один раз в сутки при режиме стабилизации, проветривание, использование средств индивидуальной защиты как персоналом (со сменой маски каждые 2–3 часа и перчаток раз за смену), так и пассажирами.
Последним о СИЗ постоянно должны напоминать плакаты, экраны медиакомплексов и аудиообъявления. У персонала также необходимо измерять температуру тела.
Миллионы на дезинфекцию
"В рамках контроля состояния подвижного состава проверяется и использование СИЗ водителями. Это особенно важно, поскольку персонал в течение дня может контактировать со множеством людей", — говорят в петербургском комитете по транспорту.
В режиме ограничений и режиме стабилизации в общественном транспорте необходимо минимизировать продажу билетов за наличный расчет и даже отказаться от нее вовсе, если есть возможность автоматизированной оплаты. При наиболее жестких ограничительных мерах стоит разделить салон на зоны для водителя и пассажиров (по возможности), а также размещать пассажиров с соблюдением социального дистанцирования, то есть в 1,5 м друг от друга. На соседних креслах люди сидеть не должны. Выполнение этой рекомендации наиболее затруднительно, хотя стоит принимать во внимание, что это только рекомендация.
"Что касается социальной дистанции, то мы можем информировать пассажиров о необходимости ее соблюдать, так же как информировали о необходимости ношения средств индивидуальной защиты", — прокомментировали в ГУП "Пассажиравтотранс". Там отмечают, что сегодня пассажиропоток составляет около 50% от значений, которые фиксировались до пандемии. В комитете по транспорту уверены, что такой показатель позволяет пассажирам держать социальную дистанцию.
Только на регулярную дезинфекцию крупные перевозчики тратят до 1 млн рублей в месяц. Немало средств уходит на СИЗ и антисептики, при этом никаких гарантий эти меры не дают. Например, в Азии было детально изучено, кого именно заразил пассажир с диагнозом COVID–19 накануне в автобусе. Оказалось, что заболели те, кто сидел как рядом, так и поодаль, а часть ближайших соседей носителя вируса не заразились. Почему так происходит, неизвестно. Наука по–прежнему не имеет ответов ни на этот, ни на многие другие вопросы, связанные с COVID–19.
Тем не менее дистанция все же снижает вероятность заражения. "Это факт, поэтому обеспечивать ее нужно", — отмечает транспортный инженер и эксперт комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрий Баранов. Хотя многие меры предосторожности основаны на теории, перевозчики обязаны заботиться о пассажирах и соблюдать предписания властей, говорит он.
"Со временем мы поймем, какие меры более эффективны, какие менее, и откажемся от бесполезных", — подчеркивает эксперт.