Сначала июля в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступила серия исков от ООО "Интергрупп", ответчиками по которым выступают банк и его "дочка" ООО "СБК Гранд". Истец связан с ООО "ТД "Интерторг" (развивало торговые сети Spar и "СемьЯ"). "Интергрупп" в трех делах оспаривает уступку Сбербанком права требования к компаниям группы "ТД "Интерторг”" своей "дочке". Еще в двух случаях ответчиком по искам "Интергрупп" выступает только Сбербанк, но пока суть этих споров неизвестна.
Сбер пришел за своим
"СБК Гранд", как ранее и прогнозировала газета (см. "ДП" № 69 от 05.06.2020), банкротит "Невскую логистику" с требованием в 7,6 млрд рублей. Ответчик также связан с ТД "Интерторг". Заявление о несостоятельности принято к производству, но должник уже обжаловал это решение.
Ранее, напомним, Сбербанк активно взыскивал долги по кредитам как с самого ТД "Интерторг", так и с компаний, с ним связанных. Только в январе этого года финансовое учреждение предъявило сразу семь исков — к ООО "Евробизнес", ООО "Невская логистика", ООО "Адастра" и ООО "Инвестиционная строительная компания" — в совокупности на 8,1 млрд рублей (см. "ДП" № 53–54 от 29.04.2020). Участником этих фирм, по данным ЕГРЮЛ, является учредитель "Интерторга" Мушвиг Абдуллаев (№ 30 в Рейтинге миллиардеров "ДП").
Сам бизнесмен также принимает непосредственное участие в судебных баталиях. Им совместно с компаниями "Евробизнес" и "Невская логистика" поданы два иска к Сбербанку, где оспариваются договоры поручительства. Как показывает судебная практика по спорам взаимосвязанных компаний, в таких группах одни фирмы берут кредиты, а другие выступают по ним поручителями. Скорее всего, в такой ситуации оказались и "Евробизнес" с "Невской логистикой". Пока суд только принял заявления бизнесмена к производству.
Но не ужас–ужас
Формально действия группы компаний, связанных с ТД "Интерторг", и самого бизнесмена выглядят как ответная атака против Сбербанка и его дочерней структуры. "Я бы не назвал действия должника наступлением. Это попытка скорчить страшную рожу, но она скорее вызывает улыбку, нежели ужас. Трудно сказать, насколько большие надежды возлагаются на процессы об оспаривании цессий: от лица должника такие иски практически не выигрываются", — так оценивает ситуацию партнер Апелляционного центра Владимир Полуянов. Антон Слободин, адвокат юридической фирмы "Адвокат ФРЕММ", считает происходящее скорее попыткой затянуть процедуру банкротства: "К примеру, оспаривание переуступки долга, неважно, кому принадлежит право его требования, ведь сам по себе долг не исчез". Сходная цель, по оценке экспертов, и у обжалования решения суда о принятии заявления о несостоятельности "Невской логистики".
"По большому счету ход ближайших заседаний заранее понятен и сторонам по делу, и суду. Сбербанк, надо думать, уже не особо и раздражается от такого поведения должника. Другой вопрос — к чему в конечном счете стремится должник? Часто такое мелкое ерзанье делается совсем не для того, чтобы показать свою силу и сесть за стол переговоров. Обычно это последние попытки собрать деньги с компании, пока директор еще управляет бизнесом", — предполагает Владимир Полуянов.
Вернуть непросто
Однако ключевой вопрос здесь: удастся ли банку взыскать с ответчиков долги? "Сбербанк что–нибудь, конечно, взыщет: не исключено, что у него в залоге по выданным кредитам находится какое–то имущество должника, плюс к этому возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника. Но вряд ли ему удастся взыскать сумму задолженности полностью", — говорит Антон Слободин.
Добавим, что проблемы ретейлера начались задолго до банкротства. Поставщики "Интерторга" стали массово обращаться в суд с исками к нему. В декабре 2019 года компания ушла с рынка, а в конце февраля этого года стала банкротом. Попытка сохранить бизнес не увенчалась успехом, новая сеть Ki–Market, зарегистрированная на бывшую жену Мушвига Абдуллаева — Инну Ким, также закрылась.
По мнению партнера агентства M. A. Research, руководителя направления "Ретейл" Анны Синявской, в подобное положение может попасть любая компания, особенно в текущей экономической ситуации. "Как показывает пример “Интерторга”, крупные компании тоже не застрахованы от банкротства, несмотря на большие возможности в плане кредитов, отсрочки платежей по поставкам и сделок M&A", — подчеркивает она. По ее мнению, сейчас не самые лучшие времена у региональных сетей "Лэнд" и "Оптоклуб РЯДЫ", но обе компании закрывают нерентабельные точки, что может помочь им снизить издержки. Если говорить о наследстве "Интерторга", то почти все самые выгодные локации компании уже арендовали крупные федеральные игроки. Там теперь располагаются "Перекресток", "Дикси", "Лента", "Магнит", вскоре на одной из точек недалеко от станции метро "Лиговский проспект" заработает Prisma.
Сбербанк отказался от комментария. Связаться с Мушвигом Абдуллаевым и компаниями — участниками судебных процессов газете не удалось.