По сравнению с мегаполисами Европы Петербург относительно молод, ему всего 300 лет с хвостиком. Но, в отличие от собратьев — Москвы, Парижа, Лондона, — город уже столкнулся с кризисом роста: заметные здания и инфраструктурные объекты появляются здесь крайне редко. Давайте пересчитаем по пальцам новые архитектурные символы Петербурга XXI века.
От библиотеки до небоскрёба
Одним из первых крупных объектов, открытых уже в нашем тысячелетии, стало новое здание Российской Национальной библиотеки. Она распахнула двери 2 апреля 2003 года, но к символам столетия РНБ можно отнести с натяжкой, потому что здание заложили ещё в 1986-м. Если бы не перестройка, библиотека могла бы открыться лет на десять раньше. Не стала РНБ и центром притяжения: её возвели в районе с уже сложившейся застройкой и инфраструктурой.
Пожалуй, самым видным и оттого спорным объектом начала века стал 87-этажный деловой комплекс "Лахта Центр". Его критиковали за непривычную архитектуру и неприличную для Петербурга высоту. Ситуацию усугубляло то, что изначально небоскрёб планировали поставить на Охте, рядом с историческим центром. Несмотря на то что стройка переехала в Лахту, комплекс до сих пор кажется некоторым жителям "бельмом на глазу". Тем не менее петербуржцы к нему привыкли, а эксперты даже начали отмечать достоинства постройки.
"Нравится нам это или нет, но новым символом Петербурга будет кусок вокруг здания "Газпрома", — считает Алексей Лепорк, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, искусствовед, историк архитектуры. — Ничего помимо этого не появилось. И появиться новым символам сложно, потому что старых символов в городе слишком много. Для того чтобы с ними конкурировать, нужна гиперизобретательность. А она у нас есть?"
Читайте также:
Девелопмент
Охтинские набережные: общая линия комфорта
Специалисты отмечают, что небоскреб вполне вписался в новый городской ансамбль, сформировавшийся на северо-востоке города. Неподалёку от "Лахта Центра" расположен Западный скоростной диаметр, первую очередь которого запустили в 2008 году, мост Августина Бетанкура и стадион "Газпром Арена", открытый накануне чемпионата мира по футболу в 2018 году. Кстати, стадион, созданный по проекту японского архитектора Кисё Курокавы, также можно причислить к новым городским символам, несмотря на регулярные скандалы, затянувшееся строительство и постоянные увеличения бюджета.
"Когда едешь по тому же ЗСД, твоему взору открывается панорама современного европейского города. И дело даже не в архитектуре, хоть она и красивая, а в планировочном решении, в пространственной организации", — говорит о триаде "Лахта Центр", ЗСД и "Газпром Арена" в интервью "ДП" директор Научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Санкт-Петербурга Юрий Бакей.
На фото: Западный скоростной диаметр и "Лахта Центр".
Другой громкий проект XXI века, наряду с "Лахта Центром" и "Газпром Ареной" созданный иностранным архитектором, — вторая сцена Мариинского театра на набережной Крюкова канала. Современный дизайн этого здания многим критикам показался слишком контрастирующим с окружающей застройкой. Зато другую театральную "премьеру" — новую сцену Александринки, построенную Юрием Земцовым, публика приняла благосклонно.
Ряд экспертов выделяют в последние годы тренд на многофункциональные пространства, которые совмещают общественную, деловую, рекреационную и коммерческую функции. В Петербурге к объектам такого толка можно отнести "Ленполиграфмаш" на Петроградской, "Севкабель Порт" в Гавани и "Новую Голландию". Эти проекты, правда, связаны не с новым строительством, а с реконструкцией уже существующей территории, но в целом они выполняют важную роль: немного оттягивают потоки людей из "Золотого треугольника". Разгрузка исторического центра и создание новых точек притяжения в разных районах города — это те направления, на которые указывают Петербургу специалисты в области урбанистики и градостроения. Именно яркая архитектура и разнообразные задачи пространства могут увести горожанина подальше от Невского проспекта.
Упоминания в контексте новой петербургской архитектуры заслуживают ещё несколько объектов: конгрессно-выставочный комплекс "Экспофорум" в Шушарах, Большой Обуховский мост, намывные территории "Морского фасада" на Васильевском острове, новое здание аэропорта Пулково, ТРК "Галерея" возле Московского вокзала и парк 300-летия Петербурга. На этом список фактически исчерпывается. В годы, когда губернатором Петербурга была Валентина Матвиенко, прорабатывались ещё несколько вариантов, например Орловский тоннель под Невой, но после смены городского руководства от этих идей по разным причинам отказались.
В планах: буян, корабль и хоккеисты
Стоит ли ожидать в будущем знаковых объектов, которые станут архитектурными символами и новыми точками притяжения? Эксперты высказываются на этот счёт крайне осторожно.
"Несомненно, новые символы могут появиться, — считает Ингмар Витвицкий, руководитель архитектурно–строительного бюро Ingmar Architects. — Но это очень зависит от качества архитектуры и строительства. Это должно быть сооружение городского масштаба, должен быть проект современной архитектуры".
Сейчас в Петербурге обсуждают несколько крупных построек на разной стадии реализации. Работа над ними началась ещё при Валентине Матвиенко. Фактически все новые проекты, реализованные во время губернаторства Георгия Полтавченко, получили старт ещё до его назначения на пост, а те, что появлялись в период руководства Полтавченко, чаще всего до реализации не доходили. Например, в 2013 году Смольный анонсировал на юге города, в парке Интернационалистов, крупнейший в Европе океанариум. По озвученному плану строительство должно было завершиться в 2017 году. Предполагалось, что океанариум станет для Фрунзенского района таким же знаковым объектом, как "Лахта Центр" для Приморского, что окраина города превратится в центр морской науки. Правда, вскоре выяснилось, что речь идёт всего лишь о крупном ТРК, в котором океанариум займёт не больше 10% площадей. Новость вызвала массовые протесты жителей района, но власти тогда решение менять не стали. Все изменилось после смены городского руководства: после выборов Александра Беглова с идеей попрощались.
Ещё один несостоявшийся проект — Судебный квартал на проспекте Добролюбова. Решение о строительстве озвучили в 2012 году, вскоре после этого площадку окружил синий строительный забор. Прошло 8 лет, забор стоит, а работы так и не начались. В 2019 году (опять же при новом губернаторе) власти заявили, что Судебный квартал построят в другом месте.
Но надежда, что на Петроградке появится новая точка притяжения, всё ещё есть. Не так давно Смольный сообщил, что на проспекте Добролюбова разобьют парк с рабочим названием "Тучков буян". Помимо зелёных насаждений в нём планируют несколько инфраструктурных объектов — по примеру московского "Зарядья". Пока, правда, точно неизвестно, что там будет: в связи с пандемией коронавируса итоги конкурса на благоустройство этой территории подведут не летом, а осенью.
На горизонте — в Красногвардейском районе Петербурга — маячит ещё один масштабный девелоперский проект (к облегчению местных жителей, это не 400-метровый шпиль). "Газпром нефть", владеющая участком на Охтинском мысу, сообщила, что место, освободившееся после переноса небоскрёба в Лахту, используют под ландшафтный парк и общественно-деловой комплекс высотой 28 м. В компании обещают разместить внутри здания выставочные залы, рестораны, кафе, спортивный центр и другие сервисы. По предварительным расчётам, Охтинский мыс смогут ежедневно посещать до 1 тыс. горожан и туристов. Конкурс на архитектурную концепцию комплекса выиграло японское бюро Nikken Sekkei. Реализация их идеи под названием "Хрустальный корабль" может занять около 5 лет. Пока техника на площадку не вышла, а комплекс существует лишь в виде рендеров, поэтому говорить о нём преждевременно. Но, если этот проект так и останется на бумаге, Охтинский мыс ещё долго простоит за забором: инвесторы за этим участком с археологией в очередь не выстраиваются, а город никаких планов по освоению территории не озвучивает.
Другой проектируемый объект, вызывающий много споров в среде градозащитников, — домашняя арена хоккейного клуба "СКА" на проспекте Юрия Гагарина. Напомним, для её возведения снесли здание СКК "Петербургский", построенное к Олимпиаде-80. Критику вызвало не только уничтожение старого стадиона, но и представленный рабочий проект будущей арены. Несмотря на это, по плану в 2023 году на новой площадке уже должен состояться первый хоккейный матч, а арена, по техническому заданию, будет вмещать не менее 20 тыс. зрителей (для сравнения: Ледовый дворец может принять 12,3 тыс. зрителей).
В целом можно сказать, что новая современная архитектура всё-таки появляется. Медленно, со спорами, но она пробивается сквозь петербургскую трясину. Город с трудом преодолевает "комплекс музея" и пытается найти новые смыслы, опираясь на историческое наследие. Метко охарактеризовал этот процесс архитектор Михаил Мамошин: "Современная петербургская архитектура на новых территориях должна получить новую идентичность, основанную на традициях петроградской и раннеленинградской архитектуры, которая была юношеским увлечением многих ныне практикующих архитекторов".