Объединение в той или иной форме с Петербургом — не единственный сценарий масштабных геополитических изменений на территории Ленобласти, если будет политическая воля на их проведение.
Опрошенные "ДП" эксперты, впрочем, говорят, что экономических предпосылок для изменения административных границ региона нет. Начальник отдела территориального стратегического планирования МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Артур Батчаев отметил, что административно–территориальное деление Ленобласти основывается на историческом факторе и географическом принципе.
"Понятно, что сейчас экономика развивается очень нестабильно и где–то появляются новые зоны роста, а какие–то территории, наоборот, становятся депрессивными и приходят в упадок. Ведь сейчас нет никакого централизованного планирования, чтобы развивать территории на одном уровне", — сказал Батчаев. По его словам, Ленинградская область — это особый регион, важнейшим фактором развития которого выступает Санкт–Петербург.
В орбите мегаполиса
"Наиболее освоенные и заселенные районы Ленинградской области тяготеют в сторону Петербурга. Например, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский и Выборгский", — отмечает эксперт. Также перспективны территории, имеющие собственные факторы экономического развития, — такие как атомная электростанция в Сосновом Бору или нефтеперерабатывающий завод в Киришах. Остальные отдаленные города — Лодейное Поле, Подпорожье, Пикалево, Бокситогорск — "зоны не очень уверенного экономического развития". "Нужно создавать новые источники экономического роста на этих территориях, как в свое время за счет частных инвестиций был построен Тихвинский вагоностроительный завод. Он придал импульс развития не только Тихвинскому, но и близлежащим районам, откуда люди стали ездить на работу. Сейчас есть большая программа по строительству заводов по сжижению газа в Усть–Луге. Надо заниматься такими вещами", — сказал Батчаев.
"Под идеями о присоединении частей области, непосредственно прилегающих к городу, есть веские и разумные основания. Логично было бы присоединить к Петербургу Бугры, Мурино, Новое Девяткино, Новое Горелово, может быть, даже Всеволожск, — размышляет Артур Батчаев. — Однако законодательная процедура предусматривает взаимное желание органов власти двух субъектов и проведение референдума по этому поводу. Наверное, у сегодняшних властей города и области заниматься передачей территорий желания нет".
Поэтому нужно не перекраивать границы, а создавать структуры для синхронизации процессов, затрагивающих оба региона. "Для этого разработана совместная концепция градостроительного развития Петербурга и тех территорий области, которые входят в состав петербургской агломерации", — сказал он.
Даже в присоединении интегрированных частей петербургской агломерации, таких как Кудрово и Мурино, к Петербургу нет смысла, полагает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Но он тоже видит выход в создании совместных структур для решения конкретных задач. "Не обязательно соединять административно–территориальное деление с реально сложившимися социально–экономическими связями. Для этого можно сформировать единые программы действия и органы управления в части тех вопросов, которые необходимо решать. При этом административный статус может оставаться разным", — уверен он.