В духе недавнего высказывания министра культуры Ольги Любимовой этот фильм — безусловно, "светлая" история, хотя и не такая уж простая (сама же по себе попытка министра определять, что "лучше" смотреть россиянам, естественно, порочна и попросту абсурдна).
"Солнце в ночи" — это локальная история о совершенствовании: романтическая по своей стилистике — но в том, что касается обстоятельств героев, вполне реалистичная. Нью–йоркская художница Фрэнсис (Джиллиан Андерсон) делает свои первые шаги в профессии. Ее отец тоже когда–то хотел стать художником — теперь он оформляет медицинские учебники, рисует анатомические картинки.
Живут родители и обе их дочери в однокомнатной студии, если так можно выразиться. По размерам она, конечно, больше хрущевки — но суть та же: вчетвером тесно. В российском кино можно по пальцам пересчитать фильмы, в которых герои живут в условиях, приближенных к реальным. Наши герои обитают, как правило, в пентхаусах размером с футбольное поле — делая вид, что это норма; авторам даже в голову не приходит, что уже одна эта деталь не вызывает доверия к происходящему на экране. Парадокс, но обстоятельства европейского фильма в данном случае оказываются гораздо ближе российскому зрителю.
Практику художнице приходится проходить в Норвегии (норвежское правительство, вероятно, серьезно вложилось в популяризацию страны на киноэкранах). Но, впрочем, и это не мешает реалистичности. Посреди известных красот жить художнице приходится в автомобильном трейлере, где тоже не пошикуешь. Что дает нам контраст стесненных жизненных условий — и величественного простора вокруг?.. Собственно, это — один из первичных мотивов, побуждающих человека заняться искусством: с помощью образов вырваться за рамки реальности, превозмочь законы бытия, стать частью природы. Так это работает и в фильме.
Никаких внешних чудес на экране не происходит — кроме того, что можно назвать чудом преображения. Как мы совершенствуемся? Как становимся умнее, тоньше, чувственнее? Посреди ежедневной рутины это незаметно, неуловимо, но каждую минуту в нас что–то меняется. "Чудо из ничего" — в своем роде промежуточный жанр кинематографа. "Поверь в себя" — таков его нехитрый месседж.
В советском производственном кино такой фокус нам уже встречался, но целью авторов такого кино было бегство от догм идеологии — с помощью ухода во "внутреннее чувство героев". Современное европейское кино ни от кого не бежит — оно делается лишь для собственного удовольствия. И доставляет удовольствие зрителю именно своей ненавязчивостью. Учитывая, что это кино все–таки про художников, в фильм очень удачно инкорпорированы классические работы известных мастеров — таким образом кино попутно еще и выполняет роль популяризатора искусства. Небольшая доза интеллектуализма довершает это "чудо из ничего".
Ничего особенного в фильме нет, повторим, но прожить с героиней этот час и 18 минут вовсе не противно, а местами даже поучительно.