Судьба книжного бизнеса после эпидемии COVID-19
Книжный бизнес вошел в список наиболее пострадавших от карантина отраслей. Если до пандемии книжные лавки города были одним из символов культурной столицы, то сегодня многие из них восстанавливаются после трех месяцев работы “в минус”. “ДП” подготовил материал о приблизительных потерях книжных магазинов, переходе в онлайн и сложностях ,с которыми книгоиздатели столкнулись в период пандемии.
В марте этого года издатели и владельцы книжных создали петицию об оказании государством помощи во время карантина. В тексте петиции говорилось о приблизительном размере потерь, которые отрасль понесет за несколько месяцев изоляции: по приблизительным подсчетам, продажи могли упасть на 50-60%. Авторы документа ссылались на то, что даже в том случае, если магазины смогут пережить коронавирус, они будут вынуждены значительно поднять цены, в связи с чем чтение окончательно закрепит за собой статус элитарного досуга. По сути, все это означает одно: покупателей питерских книжных ждет последняя глава, за которой вряд ли последует сиквел.
Миллиардные потери
Только в начале марта издатели потеряли 6,8 млрд рублей. Союз предприятий печатной индустрии во главе с Сергеем Степашиным оценил потери издателей в 12–15 миллиардов. Параллельно с этим магазины вынуждены выплачивать аренду помещений, зарплаты, налоги и нести прочие расходы, вгоняющие отрасль в кризис и банкротство. По мнению экспертов, доходы книгоиздателей в конце 2020 года упадут не менее чем на 50% (15 млрд рублей против 30 млрд в 2019 году). Такие цифры привел президент Российского книжного союза Сергей Степашин в письме премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.
"В свою очередь, падение и неплатежи книжной розницы немедленно и резко отразятся на доходах издателей и полиграфистов, которые составят соответственно около 7 и 1,4 млрд рублей в период с марта по июнь 2020 года. Очевидно, издательствам и типографиям в ближайшее время тоже будет грозить остановка. Кроме того, будут затронуты многотысячные трудовые коллективы индустрии — всего около 65 тысяч человек могут пострадать от кризиса, большая часть из них — остаться без работы".
В начале июля Сергей Степашин заявил о том, что из-за ограничений, введенных в связи с пандемией, отрасль книгоиздательства потеряла около 5-6 млрд рублей. «Закрытие книжных магазинов фактически парализует работу всей книжной индустрии: писателей, издателей, полиграфических предприятий. Ожидаемые потери издателей книг по оптимистичным оценкам составят в текущем году 25% от выручки (примерно 15 млрд рублей)», — сообщили ранее в РКС.
Сегодня же, когда магазины вновь встретили покупателей, мы можем говорить о точных цифрах, последствиях, вытекающих из них перспективах и планах на будущее. О том, как пережили пандемию книжные магазины и как изменится будущее книжного рынка, корреспондент “ДП” поговорил с представителями одной из наиболее пострадавших отраслей.
На правах пивных
“Мы не работали три месяца, за это время выручка упала примерно на 70 процентов. Сейчас стараемся погасить долг по аренде. Государство нам не помогало. В России книжные магазины существуют на тех же условиях что и пивные, а разница огромная, нам тяжелее окупаться. Но нам и не нужна помощь от государства, нам нужно чтобы нам не мешали работать”, - говорит Платон Романов, соавтор книжного магазина “ Фаренгейт 451”.
В период пандемии магазин был закрыт, но работа продолжалась в режиме онлайн: проводились лекции и интервью, магазин запустил свой канал на YouTube и Яндекс-дзен , выпускались книжные обзоры. “Мы стали делать больше мероприятий, продолжаем вести блоги” . В то же самое время, “независимый книжный магазин это не только книги, в первую очередь живое общение”, - убежден соучредитель .
“К нам можно и нужно прийти, покопаться в книгах, поговорить. Мы не можем существовать только онлайн, у нас главное - атмосфера. Во время самоизоляции стало ясно, что людям не безразличен наш маленький магазин, что мы им нужны. Мы услышали много теплых слов поддержки. Приятно что люди понимают что такое книжный, что мы делаем и как нас мало”, - говорит совладелец магазина.
“Пандемия подкосила наш бизнес, мы получили отсрочку по налогам, но также мы потеряли около 6 миллионов рублей, что для маленького магазина очень много. Восстанавливаемся, но очень медленно”, - заявила корреспонденту ДП заместитель директора “Книжной лавки писателя”, Майя Липинская. Конечно, пришлось полностью перейти в режим онлайн. “До пандемии процент от интернет-магазина составлял не более 10, мы направление интернет-торговли недавно создали и работали над развитием и продвижением, во время пандемии, соответственно, продажи выросли приблизительно на 15%, на сегодня этот показатель составляет около 20 процентов. Привычка заказывать книги через интернет у покупателей осталась”, - говорит зам. директора “Книжной лавки писателя”.
Не секрет, что “оплачиваемые каникулы”, на которые россиян отпустил президент и последующая самоизоляция многих лишили рабочих мест. Однако в случае с книжными дела обстоят сложнее. Как правило, каждый сотрудник такого магазина “для своих”- личность, влюбленная в книгу и свою работу. “Штат сохранили, он у нас уникальный, люди всю жизнь проработавшие с книгами, влюбленные в книгу, уволились по собственному желанию только 2 технических работника”, - отмечает Майя Липинская.
Что же касается перспектив и планов, “Книжная лавка писателей” собирается развивать онлайн-торговлю, составлять пул авторских программ, проводить встречи с писателями и людьми, интересными аудитории. “Мы всегда понимали, что книга - это товар особого рода, он не входит в список товаров первой необходимости, с ним надо работать, прикладывать интеллектуальные усилия”.
“Недооцененный онлайн-рынок ”
По словам директора школы Masters, Полины Бондаревой, вкусы покупателей “Masters Bookstore” за время карантина изменились: “покупали больше красивых альбомов по искусству, архитектуре, моде, нежели теоретических трудов. Многие занялись домашней библиотекой и пополняли ее редкими изданиями. Среди редкой литературы по искусству и архитектуре средний чек вырос. Через сайт совершали заказы дорогих книг или наборов со средним чеком от 10 000”.
Что же касается работы сайта, там осуществлялись 90 процентов покупок, остальные 10-15 по телефону. В среднем, доход магазина упал на 40-50 процентов. Арендодатель сделал во время пандемии большую скидку , за счет чего удалось оставаться в положительной динамике. Во время пандемии Masters проводили много прямых эфиров и розыгрышей с партнерами, что позволило не только оставаться на связи с постоянными покупателями, но и расширить аудиторию магазина.
“Ожидая второй волны, мы дорабатываем наш онлайн магазин, работаем над CEO и рекламой. Мы сделали выводы относительно того, что раньше мы недооценивали рынок онлайн и делали ставку на живое общение и атмосферность нашей книжной гостиной, сейчас мы пересмотрели концепцию и начали активнее работать с онлайн, ведь заказы поступали даже из Москвы”, - подытожила Полина Бондарева.
Оценив размер потерь и поговорив с участниками книжного рынка, складывается впечатление, что книжные магазины в скором времени могут полностью уйти в онлайн, сохранив лишь редкие лекции авторов и издателей в первоначальных точках магазинов. Да и последнее будет все более редким явлением. Дистанционное образование, онлайн-лекции и выросшие продажи с сайта многим показали, что интернет площадка часто вносит больше плюсов, чем минусов и несомненно является неотъемлемой частью любого современного бизнеса, особенно в эпоху карантина.