Петербургский экспедитор оказался в логистической ловушке, которую легально применяют игроки из КНР.
Триллер и мистика. Иначе не назвать произошедшее с петербургской транспортно–экспедиторской компанией "СоюзХимТранс–Авто". Эта организация ожидала до июля 14 контейнеров, которые должны были доставить в Большой порт Санкт–Петербурга. Груз из химии, садового инвентаря и оборудования сопровождала из Поднебесной китайская компания Multiwell. Но по дороге до Северной столицы с продукцией начали происходить удивительные события.
"Неожиданно в коносаменте (удостоверяет право собственности на отгруженный товар. — Ред.) по двум контейнерам был изменен порт прибытия на Бремерхафен. Мы заметили коррекцию вовремя и вернули конечную точку на Петербург, предъявив морским линиям письмо грузоотправителя с оригинальной печатью", — рассказывает руководитель департамента маркетинга и продаж "СоюзХимТранс–Авто" Наталья Тальдрик.
Контейнеры, рассказывает она, в итоге застряли в терминале Большого порта Санкт–Петербурга — китайская сторона отказывается передавать груз, требуя закрыть неожиданно возникший долг, а в качестве залога решила использовать контейнеры. Согласно правилам морского фрахта распоряжается грузом тот, у кого на руках находится коносамент. В данном случае — Multiwell. Если груз остается на простое в течение 120 дней, согласно Таможенному кодексу РФ он конфискуется и уходит с молотка.
"У нас на подряде работало ООО “Мастерлайн”, которое должно было экспедировать груз в России. У компании был прямой договор с Multiwell, — рассказывает Наталья Тальдрик. — В один прекрасный день “Мастерлайн” нам заявил, что не может продолжать работать: возникли финансовые разногласия с Multiwell. Китайцы якобы потребовали крупную сумму по какому–то другому совместному проекту. Мы попробовали получить разъяснения у Multiwell, которая нам выставила счет в $20 тыс. за каждый контейнер. Изначально по договору речь шла о фрахте в $2 тыс. за каждый контейнер".
Получить комментарий ООО "Мастерлайн" не удалось. Согласно "Контур.Фокус", компания на 40% принадлежит "Куб Мода Лтд" (Великобритания). Остальные 60% находятся в распоряжении самого "Мастерлайна". Изменение учредителей произошло совсем недавно — в июне 2020 года. Ранее юрлицо на протяжении 6 лет принадлежало предпринимателю Ивану Кузнецову. Также он продолжает значиться бенефициаром ООО "Мастерлайн Лоджистик".
За всю свою историю компания участвовала в девяти арбитражных разбирательствах, в трех из которых — в качестве ответчика на сумму 6,6 млн рублей. Финансовое состояние ООО выглядит надежным: чистая прибыль за последние 5 лет выросла до 8 млн рублей. Никаких задолженностей нет.
"Мы бизнесмены, а не мошенники"
О том, что "Мастерлайн" самоустранился, свидетельствуют данные из официальной переписки "СоюзХимТранс–Авто" и Multiwell, которая есть в распоряжении "ДП". В ней менеджер Multiwell Майк Лин максимально благосклонно оповещает коллег о вынужденном повышении ставок и необходимости закрыть финансовые обязательства в $375 тыс. "Мы бизнесмены, а не мошенники. Удержание контейнеров в порту — единственный выход для нас вернуть деньги. Юристы нам сообщили, что сможем вернуть только $140 тыс., если подадим в суд на “Мастерлайн”. Но мы также можем потребовать наложить обременение на груз. В этом случае ни морские линии, ни таможня не смогут распоряжаться контейнерами, пока “Мастерлайн” не выплатит деньги. Мы понимаем, что это не ваша ошибка, нам обоим просто не повезло", — сообщил Майк Лин.
Китайская компания в письме предложила всем участникам логистической цепочки сложиться вскладчину и закрыть долговые обязательства "Мастерлайна".
"Обращаться в правоохранительные органы бессмысленно — до Китая они не дотянутся. Морские линии также бессильны, они действуют по инструкции агента. Единственный выход — экспедитору выкупить без шума и пыли контейнеры, чтобы об этом инциденте не узнал клиент. Экспедиторы боятся, что потеряют репутацию, так как не проверили китайского партнера. Но мы для себя решили, что на такую сделку не пойдем", — говорит Наталья Тальдрик.
Комбинация Full Set
Случаи требований дополнительных выплат встречаются в морских грузоперевозках нередко, говорит логистический эксперт Алексей Емеличев. По его словам, аферисты в области морского фрахта особенно активны на линии из Поднебесной.
"В Шэньчжэне около 50 компаний продают фрахт, заключенный с крупными морскими линиями. Каждый из этих игроков пытается выбить под свои грузы сервис–контракт, а затем его переуступает за определенную комиссию (к примеру, $25) любому желающему", — говорит эксперт.
Ставки на такие перевозки, как правило, ниже на $200–500 (за контейнер), чем в среднем по рынку. Предложение привлекает остальных игроков, которые заключают друг с другом договоры, — начинает расти цепочка контрагентов. И никто не может гарантировать, что звено затем не оборвется — один из посредников может оказаться недобропорядочным. У такой компании на руках full set — все оригиналы коносамента, которые предоставляют полное право распоряжаться грузом. Некоторые экспедиторы просят клиента не только оплатить фрахт, но и выкупить эти коносаменты. Такую схему, по словам эксперта, применяют два типа игроков: первый чтит уголовный кодекс и не станет скатываться до захвата груза, а второй не побрезгует и такой возможностью обогатиться.
"Второй тип может подкорректировать в сервис–контракте иные данные отправителя и получателя. Выдается фейковый домашний коносамент, который не имеет никакой силы. Контейнеры могут идти в другой порт, а не в тот, где вы ждете груз, — говорит Алексей Емеличев. — Зная, с каким из двух типов сомнительных игроков имеете дело, будет проще выстроить защиту. Чаще всего нечистоплотная контора не готова оплачивать фрахт и локалку (локальные расходы в порту назначения, т. е. хранение на терминале и использование оборудования линии. — Ред.), потому что, если шантаж не удастся, эти затраты понесет пострадавшая сторона".
Главный совет эксперта — не соглашаться на требования вымогателей, установить цепочку посредников, а также распространить информацию о случившемся среди коллег.
"Единого решения для выхода из такой ситуации нет. В Китае некоторые юристы занимаются подобными кейсами, но не сильно успешно и не сильно дешево. Единственный плюс привлечения юриста — придать огласку этой истории. Проще не идти навстречу вымогателям. Если ему приходится с трудом выбивать деньги, то он быстрее переключится на других", — заключает Алексей Емеличев.