12:1013 августа 202012:10
4574просмотров
12:1013 августа 2020
Предположения о тотальной роботизации экономики в развитых странах пока оказались преувеличенными. Быстрорастущая отрасль робототехники сегодня замедлилась. Но опасения, что машина заменит человека, никуда не исчезли.
Лидеры роботизации
Четвёртая промышленная революция, которую провозгласили ещё в 2011 году, замедлила темпы. Все эти годы массовое внедрение киберфизических систем в производство шло по нарастающей. В разных странах в процентах ежегодно фиксировалось двузначное число прироста робототехники в промышленности. В прошлом году процессы замедлились. И пока неясно, временная это передышка или явный тренд, свидетельствующий о том, что заменить человека на производстве сегодня пока что не так и дёшево, хотя некоторые страны уже вплотную приблизились к психологической отметке, когда на 10 работников в промышленности приходится один робот, который работает за десятерых, а то и за всю сотню.
По данным Международной федерации робототехники (IFR), мировым лидером внедрения автоматики на производствах является Сингапур, где на 10 тыс. работников промышленного сектора приходится 831 трудоустроенный робот. Далее следуют Южная Корея (774 робота), Германия (338 роботов), пятёрку замыкают Япония (327 роботов) и Швеция (247 роботов на 10 тыс. работников). Это данные за 2019 год.
ЕС щедро финансирует инновации
Евросоюз, несмотря на гигантские бюджеты программ, стимулирующих роботизацию производства, в этом вопросе неоднороден. Для сравнения: в Литве, по данным издания Verslo zinios, в 2017 году было только два робота на 10 тыс. работников промышленности. Один из худших показателей в ЕС. К 2027 году прогнозируется бум и страна планирует достигнуть планки в 30 автоматизированных механизмов на 10 тыс. работников, занятых на производствах, однако это далеко от ближайших соседей. В той же Финляндии уже сегодня их 60 на 10 тыс.
Бюджет программы ЕС "Горизонт-2020" (Horizon 2020), которая была разработана специально для финансирования развития научных исследований, технологий и инноваций, составляет 80 млрд евро. Она как раз сейчас завершается, а в новом семилетнем бюджете ЕС, о котором "ДП" уже подробно писал, запланированы ещё более впечатляющие суммы.
Так или иначе, в 2018 году весь рынок промышленных роботов составил 16,5 млрд долларов США, было продано 422 тыс. единиц техники. Лидерами по покупкам оставались азиатские страны, но сам рынок на них подрос всего на 1%. Отстающий Евросоюз прибавил 14%.
США замедлились
США, где ещё в 2018 году рынок подрос аж на 20%, в 2019 году показал падение на 16%. Как пишет Reuters, североамериканские предприятия купили только 23 758 промышленных роботов. В Мексике рынок и вовсе рухнул на 25% (куплено 3263 робота), только Канада осталась на прежнем уровне: за прошлый год в промышленности стали трудиться 3 тыс. новых роботов.
Падение в США отчасти вызвано политикой Дональда Трампа, который с начала своего избрания обещал избирателям вернуть рабочие места. С другой стороны, своё влияние оказали торговые войны США с Китаем и трения с Европой. Промышленность замерла в ожидании развязки и снизила темпы.
Впрочем, отдельные сектора их не сбавляют. Так, крупнейший производитель автомобилей США General Motors Co недавно объявил, что инвестирует 2,2 млрд долларов США в производство грузовиков на электричестве и беспилотных авто. Компания Hytrol Conveyor Co Inc, которая производит конвейерные линии, также не намерена отказываться от наращивания робототехники.
Лидирует автопромышленность
Главным локомотивом по внедрению робототехники сегодня остаётся автомобильная промышленность. Но не отстают и производство электроники, металлургия и машиностроение. Значительный прирост фиксируется в логистике. В первую очередь в складировании.
Отдельная тема — роботы для персонального использования: пылесосы, газонокосилки, развлекательные и т. д. Они не входят в вышеуказанную статистику и являются отдельной быстрорастущей индустрией. В целом в ближайшее десятилетие, кроме промышленности, ожидается резкое развитие беспилотного пассажирского транспорта, роботов — персональных помощников, роботов для обслуживания клиентов, экзоскелетов, роботов для коммерческих пространств, роботов для сельского хозяйства и других типов.
Ещё одно направление — так называемые коллаборативные роботы, или коботы, — машины с элементами искусственного интеллекта, которые работают в паре с человеком и способны подстраиваться под ситуацию.
Машина заменит человека, но не завтра
В целом, по данным IFR, Азия остаётся крупнейшим в мире рынком по внедрению промышленных роботов, хотя рост и замедлился. Два из трёх роботов "трудоустраиваются" именно на этом континенте. С 2013 по 2018 год ежегодный прирост роботизированных установок в промышленности в среднем составлял 23%, и только в 2019 году резко замедлился.
Показатель Евросоюза — плюс 14% — это также очередной рекорд. И он фиксируется уже 6-й год подряд. Среднегодовой мировой темп роста с 2013 года до замедления в 2019 году составлял 13%. И всё это, по сути, за счёт только пяти основных рынков, в которых четвёртая промышленная революция развивается быстрее всего: Китая, Японии, США, Южной Кореи и Германии. На эти страны приходится 74% всей внедрённой робототехники в промышленности.
Что касается опасений, что машина заменит человека, то пока на практике они не оправдываются. Какого-то заметного сокращения по причине внедрения робототехники не фиксируется. Впрочем, международная консалтинговая компания McKinsey прогнозирует, что до 60% операций, которые сегодня выполняет человек, в относительно недалёком будущем может быть автоматизировано. В 2017 году в интервью Financial Times об этом говорил и на тот момент председатель правления Deutsche Bank Джон Крайан, который анонсировал сокращение персонала и замену его на роботов.