Петербургские кинотеатры пока мечтают об открытии, но не ожидают всплеска спроса после снятия карантина. На начало августа объем кинопроката в стране в среднем составил лишь 5% от докризисного уровня, а общие убытки отрасли уже составили не менее 30 млрд рублей. Эксперты советуют сетям уменьшить количество залов.
В сети "КАРО" отмечают, что за время карантина зритель истосковался по новинкам. Там, где просмотровые залы уже открылись, люди стали чаще посещать не только крупные жанровые премьеры, но и спецпоказы, и события "КАРО.Арт".
"Нынешний август оказался самым кассовым за последние годы. Прирост сборов только между первым и вторым уик–эндом месяца составил 50%. После того как мы полностью перевели продажу билетов на сеансы в электронный формат, основную их часть скупают на сайте и в приложении, а терминалами в кинотеатрах пользуются редко — когда решение принимают спонтанно", — говорит президент "КАРО" Ольга Зинякова.
В сети "Люксор", напротив, отмечают, что всплеска продаж не произошло. При этом спрос оказался выше в тех городах, где у жителей меньше вариантов досуга. "Люди все еще опасаются посещать общественные места, где требуется находиться в помещении. Кроме того, многие привыкли к онлайн–кинотеатрам, а крупных голливудских новинок до сентября в прокате ждать не приходится", — констатируют в компании.
При этом в "Люксоре" подчеркивают: посещение кинотеатра еще до карантина в большинстве случаев было мероприятием запланированным. При этом гости предпочитают выбирать сеансы на сайте, а билеты покупать через кассу в кино, доля онлайн-продаж составляет от 5 до 17%.
Результат 2 недель работы кинотеатров в Москве и ряде других городов сложно назвать положительным, признаются в сети "Кино Окко". По сравнению с прошлым годом падение бокс–офиса составило примерно 80–90%, что связано с отсутствием крупных релизов.
"Мы максимально расширяем репертуарную линейку, разрабатываем проекты показа не кино (спортивные трансляции, концерты, шоу), проводим показы с обсуждением фильмов критиками и экспертами", — рассказали в компании.
Тем не менее пока сетям в городах России остается мириться с минимальным уровнем посещаемости. "Даже если бы в Петербурге с 1 августа открылись кинотеатры, то пресловутые 5% загрузки не позволили бы говорить о какой–либо прибыли вообще", — указывает аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев.
Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин говорит, что сегодняшние проблемы этой индустрии не так уж связаны с пандемией. Просто этот бизнес вступает в следующую стадию развития.
"Необходимо понять, как существовать в новой парадигме. На мой взгляд, нужно перестать конкурировать с медиаплатформами и стать их частью. Например, создавать сервисы, предлагающие зрителю как онлайн–подписку, так и возможность посетить сеанс очно, скачать аудиокнигу или игру, — рассуждает Березин. — В целом кинопрокатный бизнес слишком тяжеловесен, а его окупаемость обычно занимает не менее 8–10 лет".