Лидеры Евросоюза в среду, 19 августа, собираются на виртуальный экстренный саммит по ситуации в Белоруссии, где планируют объявить о введении санкций в отношении официального Минска. В Литве, которая все последние дни поддерживает демонстрантов и отказывается признавать Александра Лукашенко президентом, забеспокоились, что это может ударить по транзиту белорусских грузов.
Историческая зависимость
"ДП" уже неоднократно писал об эксклюзивном положении литовского порта Клайпеда, который на фоне падения грузооборота в остальных портах Прибалтики единственный демонстрирует рост и процветает. Причина — транзит белорусских грузов. Официально в порту Клайпеды они составляют треть всего грузооборота, однако неофициально считается, что до половины всей инфраструктуры прибрежного литовского порта так или иначе связано с обслуживанием белорусского транзита.
Аналогичная зависимость и у государственных "Литовских железных дорог" (Lietuvos gelezinkeliai), для которых Белоруссия также является основным клиентом. Если Европейский союз возьмётся за экономические санкции по отношению к Белоруссии, то эта палка другой стороной может ударить по Клайпедскому порту и "Литовским железным дорогам", пишет литовское деловое издание Verslo zinios. Белоруссия уже давно угрожает, что уведёт свой транзит по другим направлениям. И несмотря на то, что эти угрозы никогда не доходили до реальных действий, опасность потери транзита оставалась, а альтернативы таким грузам у Литвы нет. Для Клайпеды это означало бы банкротство и разорение.
Пока на сегодняшний день и в самой Литве сомневаются, что санкции, которые могут провозгласить в среду (после заявления главы Европейского совета Шарля Мишеля о созыве экстренного саммита, которое он сделал в понедельник, 17 августа, в Twitter, никто не ждёт только выражения озабоченности ситуацией), будут направлены на всю экономику Белоруссии. Скорее всего, как это уже неоднократно случалось, они будут точечными, направленными на окружение Александра Лукашенко.
Читайте также:
Транзит
Победа Литвы: что даст России поддержка Лукашенко
Санкции заденут Литву
Но если и произойдёт именно так, то официальный Минск может пойти на ответный шаг. Чрезвычайно болезненный в первую очередь для него самого, но с использованием единственного значимого рычага — транзита грузов, от которых зависим как литовский порт, так и государственный железнодорожный перевозчик.
Директор отдела маркетинга и общих дел дирекции порта Клайпеды Артурас Друнгила, хоть и утверждает, что никаких сигналов о сворачивании белорусского транзита в литовском порту не наблюдает, масштаб потенциальных рисков понимает. "Если бы на рынке были альтернативы, мы вместе с "Литовскими железными дорогами" их уже сейчас бы превратили в доход для литовской казны", — говорит Друнгила Verslo zinios. По официальным данным порта, весь белорусский транзит составляет 30% грузооборота. Примерно такая же доля и в корзине заказов LTG Cargo.
Евросоюз применял санкции в отношении Белоруссии с 2004 года, в 2016 году они были сняты. Однако в 2012 году на тот момент посол Белоруссии в Литве Владимир Дражин недвусмысленно грозил официальному Вильнюсу.
"Думаю, что Литва отдаёт отчёт последствий санкций для своей экономики. Вот данные экономистов по Белоруссии и Литве. Если мы сегодня остановим транзит грузов через Клайпеду, Литва потеряет 7 млрд литов (цитата до введения в Литве евро, в переводе составляет свыше 2 млрд евро. — Ред.). Если Евросоюз пойдёт по пути отказа от белорусских товаров на зарубежных рынках, как это может произойти, то Белоруссия будет вынуждена предпринимать адекватные меры", — говорил тогда Дражин.
Напомнят про инвестиции
Сегодня как в порту, так и в LTG Cargo готовятся к возможному самому негативному сценарию и формулируют экономические аргументы для Минска, чтобы грузы никуда не ушли. Портовые компании, которые обслуживают грузы, внутриполитическую ситуацию и возможные риски не комментируют. По словам литовских предпринимателей, рассуждать можно будет, если появятся фактические сигналы, что ситуация развивается по негативному для порта сценарию.
По словам представителя порта, главным аргументом остаются те инвестиции, которые белорусы уже вложили в инфраструктуру порта. "В Клайпедском порту бизнес построил специализированные грузовые терминалы, которые создавались специально для перевалки белорусской продукции. Создана инфраструктура, качество услуг порта и "Литовских железных дорог", сочетание цен удовлетворяют ожидания белорусских экспортёров. Поэтому мы надеемся сохранить основы экономических взаимоотношений", — говорит Друнгила.
Он подчеркнул, что за 2010–2017 годы в инфраструктуру порта, которой пользуются белорусские экспортёры, было вложено 90 млн евро, а за 2018–2021 годы планируется потратить ещё 185 млн евро.
Зависимость от транзита в цифрах
"Компания LTG Cargo в прошлом году перевезла 55 млн тонн грузов, 19 млн из них связаны с белорусским направлением. За первое полугодие этого года динамика похожая: из 24 млн тонн грузов 9 млн тонн составили белорусские", — говорит генеральный директор грузового подразделения "Литовских железных дорог" Эгидиюс Лазаускас.
Он также подтверждает, что никаких сигналов о драматическом изменении ситуации пока не наблюдает. "Мы постоянно активно наблюдаем за ситуацией в Белоруссии, общаемся со своими клиентами в этой стране, но сегодня никаких значимых изменений не видим. Считаю, что совместно с морским портом Клайпеды мы экономически привлекательны для белорусского бизнеса", — оптимистически заключил Лазаускас.
Тем не менее все в Литве сегодня замерли в ожидании итогов саммита ЕС 19 августа и реакции на эти итоги со стороны официального Минска.