Пока отсутствие инфраструктуры и стоимость эксплуатации электросудов настораживают рынок, рассказали опрошенные "ДП" эксперты.
В сентябре в Ленинградской области начнется серийное производство водного транспорта на электрических двигателях. Инновационный транспорт — совместный проект ООО "НПК Морсвязьавтоматика" и ООО "Национальная резервная корпорация" (НРК). В год планируется выпускать до 12 таких судов. Об этом сообщил "ДП" инвестор и председатель совета директоров НРК Александр Лебедев. Он рассказал, что вложил в проект 600 млн рублей, 350 млн из которых — затраты на строительство верфи "Эмпериум" в Отрадном.
К фонтанам без ветерка
"Через 10 месяцев хотим установить на верфи большой 3D–принтер — 130 на 14 метров. Он поможет ускорить и увеличить точность при производстве корпусов, — говорит Александр Лебедев. — Цена электросудов немаленькая, но стоимость их эксплуатации в сравнении с дизельными судами в 10–11 раз ниже. Кроме того, есть план комплектовать суда солнечными батареями, чтобы заряжаться на ходу".
Предприниматель уточнил, что компания "Водоходъ" уже заказала пять судов серии Ecocruiser на электрических двигателях, стоимость каждого из них составляет 155 млн рублей. Речные трамвайчики смогут перевозить до 120 пассажиров и развивать скорость до 20 узлов (37 км /ч). Их планируется эксплуатировать на линии Петербург — Петергоф.
Читайте также:
Brand voice
Электротранспорт: взгляд в будущее
"И это точно будет не Ё–мобиль, а русский Tesla — производственные риски мы уже ликвидировали. Хотя окончательные выводы можно будет делать, когда выпустим 5–6 судов. Операторы начнут эксплуатацию, и мы полностью поймем экономику", — добавил Александр Лебедев.
Основной сложностью сейчас остается отсутствие инфраструктуры в городе для функционирования инновационного вида транспорта. Планируется, что на реках и каналах разместят сеть из 16 зарядных станций.
Гендиректор НПК "Морсвязьавтоматика" Андриан Правдин рассказал "ДП", что сейчас со Смольным ведутся переговоры как о местах расположения зарядных станций, так и о источниках финансирования строительно–монтажных работ. "Получены техусловия для создания мощных зарядных станций (на 2 МВт каждая) на причалах возле Эрмитажа и в Петергофе. Совокупная стоимость двух таких станций — 150 млн рублей. Основные затраты пойдут на подведение кабелей высокой мощности и выведение на причалы. Для центра города это непростое техническое решение", — пояснил он.
Спрос будет связан с ценой
Отсутствие инфраструктуры и стоимость эксплуатации электросудов настораживает рынок, говорит генеральный директор компании "Астра Марин" Андрей Кузнецов. Его компания рассматривает вариант использования такого вида транспорта, но не в ближайшем будущем.
"Эксплуатационные затраты мне неизвестны. Предполагаю, что у производителя есть гарантийные обязательства. Но остается много вопросов. Среди них — какова судьба батарей после эксплуатации, куда их сдают и где захоранивают? На сколько времени хватит их мощности для стороннего оборудования, например кофеварки? Значит, нужно больше батарей. И это мы еще не касаемся вопроса их стоимости", — говорит предприниматель.
Андрей Кузнецов считает, что наилучшим сценарием развития водного транспорта в городе могло бы стать параллельное использование судов на дизельном топливе и электричестве, что помогло бы снизить шум и степень загрязнения в мегаполисе.
"Конечно, весь мир постепенно переходит на использование электроэнергии на транспорте. Экономически это невыгодно, поэтому должна быть политическая воля, которая должна иметь своей целью заботу о населении и экологии. Понятно, что для конечного потребителя важна не экологичность, а цена билета и скорость. Предполагаю, что он скорее выберет “метеор”, который добирается до Петергофа за 30 минут. Но если цена билета на электрическом катамаране будет ниже, то спрос будет и на них", — говорит он.
Нужна политическая воля
Исполнительный директор судоходной компании "Нева тревел компани"Юрий Набатов также со скепсисом отнесся к использованию водного транспорта исключительно на электрических двигателях. По его словам, судоходные компании нуждаются в гибридных вариантах.
"У рынка нет опыта. Электросуда строят, исходя из идеальных условий. В краткосрочной перспективе (5–летней) использование электросудов в коммерческих целях нецелесообразно. Ресурс аккумуляторов невелик, а стоимость комплекта батарей (рассчитанного на 2 тыс. циклов), насколько мне известно, достигает 10 млн рублей. Затраты при использовании электроэнергии, по нашим расчетам, чуть ниже в сравнении с соляркой: если дизельный двигатель “съедает” в год 5 млн рублей, то батареи — 4 млн, — отмечает он. — Главный вопрос: кто будет за это платить — пассажиры или государство? Мы прекрасно понимаем, что без госсубсидий технология вряд ли заработает, она нерентабельна. Но и понимаем, что у властей есть другие задачи в нынешней экономической ситуации. Спасительным могло бы стать удешевление производства аккумуляторных батарей и увеличение их емкости в ближайшей перспективе".