Фальсификация протоколов собраний собственников жилья — наиболее любимый для нечистых на руку управляющих компаний способ сначала получить в распоряжение новый прибыльный актив, а затем через повышение тарифов бесцеремонно влезать в кошельки жильцов.
Схема простая. Сначала проводишь одно липовое собрание, на котором якобы принимается решение о смене управляющей компании на себя любимую. На следующем столь же "легитимном" собрании уже вводишь новые тарифы и поборы. Пока собственники поймут, что их обманули, пройдет время. Да и бороться с коммунальными мошенниками готовы далеко не все жители.
Долгое время государство словно не замечало проблемы. Уголовные дела не возбуждались, поскольку протоколы общих собраний помещений в многоквартирном доме не считались официальными документами, а значит, их "рисование" не подпадало под действие статьи 327 Уголовного кодекса (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков). Ситуация изменилась в 2015 году, когда вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, согласно которым решения и протокол общего собрания собственников стали официальными документами. Правда, уголовные дела, возбуждаемые за их подделку, все равно исчисляются единицами.
Казалось бы, следить за ситуацией должны и региональные жилищные инспекции. Но они обращаются в правоохранительные органы крайне редко — только если видят совсем уж грубую подделку. В любом случае государственной машине есть над чем работать, чтобы многоквартирные дома перестали быть "перелетными птицами", переходящими без воли жильцов из управления одной компании к другой.
И одно из этих направлений — цифровизация домоуправления. Давно пора бы создать платформу, где любой собственник может увидеть, когда проводилось последнее собрание, какие решения оно приняло и, главное, присутствовал ли он на нем. Чем транспарентнее станет система, тем менее интересной окажется она для злоупотреблений.
Но есть и еще один способ борьбы с коммунальными мошенниками. С государственным регулированием он никак не связан. Это наше собственное неравнодушие. Давайте сознаемся, знаем ли мы председателя нашего ТСЖ или гендиректора управляющей компании? Ходим ли на собрания собственников? Готовы ли разбираться в тарифных хитросплетениях или, увидев квитанцию с подросшими цифрами, ограничиваемся традиционными "ох" и "ах"? Безразличие ко всему, что происходит за пределами собственной квартиры, также является питательной средой для тех, кто готов запустить руку в наш кошелек.