С появлением приложений для онлайн–знакомств брачным агентствам пророчили исчезновение, но этого не случилось. Более того, такой бизнес вполне устойчив.
По словам представителей рынка, около 60% клиентов брачных агентств пришли к ним после безуспешных попыток найти свою любовь в приложениях Tinder или Badoo.
"Онлайн довольно популярен, но у нас совсем иная аудитория. Цель наших клиентов — создать семью. Подходят они к этому вопросу серьезно, поэтому поручают поиски спутника жизни нам", — рассказывает Анатолий Алтухов, владелец брачного агентства.
Просто досуг
Службы знакомств (независимо от того, работают они в онлайне или в офлайне) имеют совершенно иную специфику, хотя со стороны может показаться, что они ничем не отличаются от брачных агентств. В первую очередь задача таких организаций — помочь клиенту хорошо провести время.
"Службы знакомств принимают в свои ряды людей независимо от их семейного положения. Это не брачный бизнес, а скорее организация досуга. 80% дохода они получают за счет потока клиентов, которые, впрочем, не задерживаются на таких ресурсах", — говорит Максим Рыбников, основатель брачного агентства "Синяя птица". По его словам, в интернете более половины анкет фейковые.
По данным ВЦИОМ, только 22% россиян предпочитают интернет, чтобы завести серьезные отношения. Большинство опрошенных больше доверяют живому общению и придерживаются консервативных методов знакомств.
"Когда наш клиент ищет спутника жизни в онлайне, он словно бегает по кругу. Возникает синдром бесконечного выбора. Всегда кажется, что за поворотом его ожидает что–то лучшее. Столкнувшись с непродуктивностью такого поиска, люди обращаются к нам", — рассказывает Неля Майорова, владелица брачного агентства "Ваше величество".
Путь к свадьбе
У агентств все строится на индивидуальном подборе партнера. Зачастую сваха ведет своего клиента до самой свадьбы. Желающий завести семью обращается в агентство, платит денежный взнос, получает доступ к базе данных. После начинается череда встреч с потенциальными партнерами, далее — снова общение со свахой. И так до тех пор, пока клиент не заявит о сделанном выборе.
Но клиенту иногда отказывают в помощи. "В течение двух часов проводится беседа, тестирование. Обсуждается концепция взаимоотношений мужчины и женщины, оценивается выбор партнера. В результате клиент получает мнение специалиста об адекватности своих желаний и реальности поставленной цели", — рассказывает Анатолий Алтухов.
В брачных агентствах действуют возрастные ограничения: клиентами могут стать женщины от 18 до 60 лет, мужчины от 25 до 70 лет. Отказывают людям с инфекционными заболеваниями, судимостями, алкогольной и наркозависимостью. Случаи с инвалидностью рассматриваются персонально. Также важно, чтобы желающий найти спутника жизни имел хороший финансовый потенциал и мог содержать семью.
"Мы не можем работать со всеми подряд. В лучшем случае это будет потерей времени, в худшем — испортим мнение о своем агентстве. Не все готовы начинать серьезные отношения, хоть и думают так", — говорит Неля Майорова.
Цена счастья
Стоимость услуг разная. У Алтухова — от 30 тыс. до 120 тыс. рублей (в зависимости от возраста клиента), в "Вашем величестве" и "Встрече" — от 5 тыс. до 45 тыс. рублей, в "Синей птице" — от 1 тыс. до 15 тыс. рублей. Средняя стоимость часовой консультации со свахой — 2–3 тыс. рублей. Хорошо организованное брачное агентство с VIP–пакетами может приносить 300–400 тыс. рублей в месяц, но, если верить опрошенным представителям рынка, показатели их бизнеса ниже.
Сейчас в Петербурге работает пять солидных брачных компаний и три проекта по организации быстрых свиданий.
Вячеслав Салнис руководит фирмой "Лавсешн" уже 7 лет. За это время он организовал около тысячи вечеринок знакомств, в этом году их, естественно, меньше, чем в предыдущие годы. "Первая встреча после карантина прошла в конце июля, до этого мы не организовывали мероприятия. Сейчас планируем проводить не более четырех вечеринок в месяц, хотя желающих принять участие очень много. Это интересно, людям нравится. Если не встретишь любовь, то точно обретешь новых друзей", — рассказывает Вячеслав. Билет на такое мероприятие обойдется в 1500 рублей. В стоимость входит от 10 до 15 свиданий по 5 минут и развлекательная программа с играми и танцами. Гости делятся на две возрастные группы: первая — от 24 до 39 лет, вторая — от 40 до 55 лет.
Живое слово
Клуб общения "Встреча" Ольги Муравьевой также специализируется на живом общении. Для вступления в клуб нужно оплатить взнос 5 тыс. рублей, можно воспользоваться услугой "Сваха", заплатив 15 тыс. рублей. Возраст основных клиентов — от 45 до 60 лет. В 2019–м благодаря помощи клуба сыграли шесть свадеб.
"В этом году мы почти не работали, свидания проходили в основном онлайн. Но виртуальное общение не такое продуктивное, клиенты такой возрастной категории ему не доверяют", — говорит Ольга Муравьева.
Впрочем, на рынке имеются и нестабильные игроки, которые меняются каждые 1–2 года. "Половина агентств, которые вы найдете в интернете, — не постоянные. Зачастую люди, решив, что на этом можно хорошо заработать, с нуля организовывают свою компанию с такими услугами. Затем, набрав анкет, не выводят гендерный баланс и закрываются, набрав денег с клиентов за доступ к базе", — рассказывает Максим Рыбников.
После пандемии
По словам Анатолия Алтухова, спрос на услуги его агентства в июне по сравнению с тем же месяцем прошлого года вырос на 28%. "Любой кризис — подарок для нашего бизнеса. В тяжелые времена люди задумываются о серьезных вещах: любви и семье. Во время карантина мы не прекращали работу, осваивали онлайн. Сейчас работаем с новыми клиентами", — рассказывает Анатолий, отмечая, что в июле большинство заявок поступило от людей старше 40 лет.
Эксперты говорят, что ежегодно одно брачное агентство "производит" от пяти до 10 свадеб. В 2020–м этот показатель упал, несмотря на то что спрос в целом по отрасли на 40% выше прошлогоднего. "Несколько лет назад мы сотрудничали с городской службой ЗАГС. Высчитали, что 0,5% всех зарегистрированных браков случились благодаря нам. Сейчас такую статистику никто не ведет, и редко кто из клиентов приглашает нас к себе на свадьбу", — делится Максим Рыбников.
Эксперты уверены — рынок дейтинга в ближайшие 5 лет ждут большие изменения. Помимо создания новых онлайн–сервисов для знакомств появятся новые виды услуг и системы работы с клиентами. Причиной может стать возросшая проблема одиночества и неумение нынешнего молодого поколения строить здоровые долгосрочные отношения. Результаты исследования Американской организации здравоохранения Cigna, которая опросила людей в возрасте от 18 до 22 лет, показали, что центениалы (родившиеся после 2000 года) обошли миллениалов (появившихся на свет в 1981–1996 годах) в праве называться самым одиноким поколением.