Но не во всех случаях это благо для бизнеса.
Такая процедура в качестве обязательной была введена в России более 10 лет назад. Компания, у которой возникли разногласия с фискальным ведомством, обязана оспорить этот вопрос в управлении ФНС субъекта или же непосредственно в самой ФНС (зависит от того, на каком уровне ведомства возникли претензии к фирме, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган). Без прохождения этой процедуры, как уточнила Ольга Колозина, руководитель департамента налогового консалтинга и права "Аудит груп", налогоплательщик не сможет обжаловать претензию фискального ведомства в арбитраже.
Она привела пример из практики, когда одной из столичных компаний по результатам выездной налоговой проверки предъявили полный спектр взысканий — доначисление налогов, пени и штрафов по налогу на прибыль и НДС. Претензии, отмечает Ольга Колозина, были стандартные: хозяйственные отношения с контрагентами, имеющими признаки фирм–однодневок, фиктивный документооборот, отсутствие реальных сделок. Поэтому инспекция отказала предприятию в налоговых вычетах по НДС и в учёте расходов спорных контрактов по налогу на прибыль. "Мы предоставили в ИФНС пакет документов, что привело к снижению на 75% от доначисленных сумм. А затем подали апелляцию в вышестоящий налоговый орган, который отменил решение инспекции полностью", — рассказала Ольга Колозина.
Досудебное урегулирование, по оценке "Аудит груп", позволило сократить количество судебных споров на 30%. Адвокат Денис Савин, старший юрист BGP Litigation, выделяет несколько причин снижения числа арбитражных разбирательств. Фискальное ведомство стало больше ориентироваться на судебную практику: оно удовлетворяет жалобы налогоплательщиков по "кейсам", не имеющим позитивных перспектив для ФНС в суде. Такой подход выгоден и самим фискалам: их KPI (а соответственно, и премии) будут выше, если заведомо проигрышный в суде "кейс" отменить самим, а не проиграть спор в арбитраже. Другая причина — судебная практика, по оценке Дениса Савина, приобрела ориентировочно с конца 2014 года профискальный уклон, бизнес не надеется на положительный исход и отказывается от судебных баталий. Еще один момент — это уменьшение количества выездных налоговых проверок, которые давали большую долю судебных споров.
Как считает глава налоговой практики "Пепеляев групп" в Петербурге Сергей Сосновский, главной тенденцией последних лет стал перенос активности налоговых органов даже не на проверки, которые по закону позволяют доначислить недоимку, пени и штраф, а на так называемые "предпроверочные" мероприятия.
"Процедуры законом не урегулированы, но в жизни обычно выглядит так: налоговый орган еще до и вне проверок собирает информацию о налогоплательщике, формирует для себя позицию о том, где и что он недоплатил, далее вызывает налогоплательщика “на беседу” и начинает ”убеждать” его “добровольно” исправить свои “ошибки” — подать уточнённые налоговые декларации и доплатить налог (и пени!). Штрафов тогда не будет. Несговорчивых налогоплательщиков, которые не хотят признавать “ошибки” и “добровольно” доплачивать налоги, налоговый орган пугает тем, что назначит проверку, доначислит в полном размере и недоимку, и пени, и ещё штрафы", — рассказывает Сергей Сосновский.
Юлия Андреева, соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро S&K "Вертикаль", говорит, что с каждым годом ФНС оставляет налогоплательщикам всё меньше законных схем для минимизации налогообложения: "В итоге бизнес, видя эти тенденции, вынужденно меняет структуру компаний, чтобы отвечать требованиям закона и не нарываться на ответственность".