Казна пустеет, милорд. Нужно больше золота.
В Петербурге прошли "нулевые" чтения бюджета, наметив первые очертания будущего. В 2020 году казна получит доходов на 20% меньше плана (было 674,9 млрд — стало 545,3 млрд). Дефицит составит 111 млрд рублей, но будет последовательно снижаться в последующие годы, превращаясь в долги, общий объем которых придётся довести до 273 млрд рублей к 2023 году. Вряд ли это комфортная реальность для новой управленческой команды, которая приходила в Смольный с девизом "надо жить по средствам".
Хорошая новость в том, что занимать сейчас можно по исторически низким ставкам (доходность по облигациям СПб, например, составляет 5,77%). Это точно не самый плохой выход, если потратить привлечённые деньги "с умом" — так, чтобы потом собрать больше налогов. Но будет ли решение приниматься исходя из экономической целесообразности или — как чаще бывает — из особенностей аппаратной борьбы и державной логики?
С одной стороны, стоит держать перед глазами федеральные приоритеты. Правительством Мишустина "под нож" определены такие направления, как поддержка экономики, развитие промышленности и АПК, а также здравоохранение, образование… Даже на цифровизацию с космосом потратят меньше. В среднем секвестр по этим статьям составит 10%. Зато избежать масштабного сокращения финансирования удалось силовикам, внешнеполитическим проектам, судебной системе и высшему госаппарату. Для них сокращение лимитов не превысит 3%. Думается, логика понятна.
С другой — есть пример Москвы, где, рукой не дрогнув, потратили на борьбу с коронавирусом 300 млрд рублей (половина бюджета Петербурга). В 2020 году столичная казна получит на 550 млрд рублей меньше доходов при общем объёме бюджета 3 трлн. Но социальные расходы не пострадают. Вместо этого решать проблему будут за счёт переноса проектов адресной инвестиционной программы. Например, ежегодно столица тратит на благоустройство до 300 млрд рублей — теперь, видимо, новую сезонную коллекцию плитки москвичам придётся подождать.
А от чего отказаться Петербургу? У нас часто жалуются на рост "полицейских" функций, но едва ли это справедливо. За 5 лет доля расходов на нацбезопасность и правопорядок даже снизилась — с 0,8 до 0,67%. Если кому и стоит сокращать аппетиты, так это бюрократии. Вот там (в графе "общегосударственные вопросы") действительно есть заметный рост — с 6,7% в 2015 году до 9,1% в 2020–м. Только на программу по повышению эффективности госуправления город потратил 11,9 млрд рублей. Но почувствовали ли жители разницу?
То же самое и с "цифровизацией". Бюджет профильного комитета — 16,1 млрд рублей, но сильно ли "поумнел" город за эти деньги? Вспомним знаменитую "умную" остановку на Невском.
Наверное, потёмкинских деревень можно найти немало. Но вместо этого начались разговоры о том, что город может потерпеть без строительства ВСД, хотя мультипликативный эффект от стройки оживил бы экономику. Да и с метрополитеном смотрите какая удобная ситуация: "Метрострой" не в форме, можно спокойно тянуть время. Пусть в Москве Собянин метро обещает "удвоить", несмотря на пандемию, но там же и почвы другие, и вообще в пересчёте на жителя получается 250 тыс. рублей бюджетных расходов, тогда как у нас — только 140 тыс.
В итоге появляется опасность, что вместо бюджета развития мы получим бюджет застоя. И всё это — на кредитные, а не на свои.