Петербургский автопром увеличивает продажи в России второй месяц подряд и показал лучший результат августа за последние 4 года.
За минувший месяц российские дилеры реализовали 28,45 тыс. новых автомобилей, произведённых на петербургских заводах Hyundai, Toyota и Nissan, — на 4% больше, чем в августе 2019 года, сообщили "ДП" в аналитическом агентстве "Auto–Dealer–СПб". По количеству проданных автомобилей этот август стал лучшим за последние 4 года для городских автозаводов. Согласно оценкам экспертов агентства, в прошлом августе в России было продано 27,33 тыс. машин петербургской сборки, в августе 2018–го — 27,97 тыс., 2017–го — 28,07 тыс. штук.
Продажи конкретных моделей имеют разнонаправленную динамику. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), шесть из восьми автомобилей местной сборки по итогам месяца вошли в топ–25 самых продаваемых в стране.
В целом заметно, что драйвером стал завод "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР): популярность их моделей очевидно повлияла на итоги августа. Продажи Kia Rio выросли на 9,66%, до 7664 штук, Hyundai Creta — на 38,21%, до 7632 штук, Hyundai Solaris — на 10,11%, до 4943 штук (к аналогичному месяцу прошлого года).
Остальные "петербуржцы" продемонстрировали снижение: Toyota Camry — на 5,9%, до 2696 штук, Toyota RAV4 — на 14,39%, до 2534 штук, Nissan Qashqai — на 14,9%, до 1833 штук. Внедорожник Nissan X–Trail по итогам месяца и вовсе покинул российский топ–25 по версии АЕБ. По подсчётам "Auto–Dealer–СПб", его продажи снизились на 48,67%, до 908 штук. Нишевой Nissan Murano также продемонстрировал сокращение: на 26,37%, до 241 штуки.
На фоне общего снижения
Петербургский автопром демонстрирует положительную динамику второй месяц подряд. В июле продажи новых автомобилей нашей сборки в России показали прирост на 8% по отношению к аналогичному месяцу прошлого года и составили 28,7 тыс. штук по сравнению с 26,4 тыс. в июле 2019–го. При этом и сам автомобильный рынок в июле впервые с весеннего локдауна вырос на 6,8% по сравнению с июлем 2019–го, до 141,9 тыс. штук, по данным АЕБ.
А в августе он уже продемонстрировал снижение. Продажи новых легковых автомобилей за этот месяц снизились на 0,5% к аналогичному месяцу предыдущего года, до 137,5 тыс. Признаки восстановления рынка, появившиеся в прошлом месяце после длившегося с начала года периода волатильности, похоже, исчерпали себя, полагает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
"Август традиционно не самый активный месяц, однако дальнейшее ослабление рубля могло стимулировать продолжение роста. Как бы то ни было, снижение объема продаж в августе на 16,9% в годовом выражении всё же лучше прогнозировавшегося АЕБ падения на 23,9%", — говорит он. По мнению Штэрцеля, ситуация на российском автомобильном рынке и тенденции его развития до конца года станут яснее в сентябре.
После ослабления рубля
Причиной роста петербургского автопрома в августе мог стать дефицит автомобилей, предполагает эксперт "Auto–Dealer–СПб" Денис Гаврилов. "В первую очередь нужно отметить, что в июле автозаводы закрывались на летние каникулы, которые обычно длятся 2 недели. Это дополнительно к весеннему локдауну, когда конвейеры также были остановлены. Вследствие этого многие дилеры жаловались на дефицит машин, и в августе такая ситуация повторилась", — говорит он. По оценке Гаврилова, это "точно касается моделей, которые входят в топ–10 самых популярных в стране".
Аналогичной точки зрения придерживаются в дилерской автомобильной группе "Рольф". "Сейчас основная проблема российского авторынка — дефицит товарных автомобилей, который наблюдается во многих брендах и сохранится в ближайшие месяцы", — говорят в пресс–службе компании. Там отмечают, что всегда есть возможность заказать автомобиль в нужной комплектации в производство, но большинство клиентов хотели бы уехать на новой машине в день покупки, поэтому выбирают из того, что есть.
"Причина ажиотажа на авторынке — нестабильность валют, и уже можно говорить с большой долей уверенности, что новые партии начнут поступать по новым ценам", — отмечают в "Рольфе". По подсчётам компании, в августе рост продаж новых автомобилей в автосалонах группы составил 7%, автомобилей с пробегом — 14%. Пока, по результатам первой недели сентября, в компании также отмечают увеличение.
Не догнали
Другой источник "ДП" на автомобильном рынке считает, что дефицит автомобилей сформировался несколько искусственно, поскольку и дилеры, и производители ожидали более глубокого падения. "Весной дилеры говорили, что им хватит остатков на несколько месяцев вперёд, поэтому автозаводы расслабились и перестали гнать прежние объёмы. А потом рубль снова упал, и продажи подскочили", — рассуждает собеседник газеты.
В августе кардинально ничего не изменилось по сравнению с июлем: всё так же пока скупают машины, по некоторым брендам уже дефицит, говорит генеральный директор компании "Лаборатория трендов" Елена Пономарёва.
Она согласна с тем, что нестабильная экономическая ситуация стала ещё одной причиной, по которой август оказался позитивным для петербургского автомобильного производства. "Потребители, имеющие денежные накопления, допускают возможные дальнейшие колебания курсов валют и рост цен на автомобили и пытаются обезопасить свои накопления, вкладывая их в покупку машин или недвижимости", — полагает эксперт. Стимулом для покупок являются и по–прежнему закрытые границы.
Пономарёва также отмечает, что в целом в отношении продаж в Петербурге ситуация всегда иная, чем в целом по России. "У нас лидер не LADA, как в стране, а иномарки, многие из них как раз собирают в городе", — поясняет она.
Объект инвестиций
То, что автомобиль стал для многих объектом инвестиций, косвенно подтверждает растущий интерес россиян к противоугонным системам — как к самым дешёвым, так и к наиболее дорогим. В целом, по подсчётам экспертов "Авито Авто", в июле–августе 2020 года спрос на них вырос на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего автовладельцы интересовались иммобилайзерами и спутниковыми системами отслеживания.
Прогнозы до конца года участники рынка делают с осторожностью — в основном потому, что текущий экономический кризис имеет глобальный характер. По оценке международного рейтингового агентства Moody's Investors Service (Moody's), резкое падение мирового авторынка в результате пандемии коронавируса достигает дна. Согласно прогнозу компании, в течение следующих 12–18 месяцев продажи легковых автомобилей резко вырастут, сообщило агентство "Прайм" со ссылкой на опубликованный доклад Moody's. Таким образом, в целом агентство улучшило прогноз по мировой автомобильной промышленности с негативного до стабильного. Ожидается, что мировые поставки легковых автомобилей упадут на 19% в текущем году (примерно до 73 млн штук) и затем вырастут до 80 млн в 2021–м.