Рынок геймерских товаров от пандемии и последующей самоизоляции выиграл. Продажи выросли на 300%, причём рост отмечался даже в традиционно низкий для отрасли сезон — весну и лето.
Пик спроса на игровые приставки, как отмечают в "Яндекс.Маркете", как правило, приходится на "чёрную пятницу" в ноябре и канун Нового года. Зимой все закупаются играми и консолями, весной и летом "геймерский" рынок обычно проседает. В этом году режим самоизоляции кардинально изменил динамику спроса.
В AliExpress говорят о росте продаж товаров категории "гейминг" на 300% по сравнению с данными прошлого года. В компании подчёркивают, что фактически изоляция оживила игровой рынок в низкий период с апреля по сентябрь. Аналитики считают, что тенденция сохранится до выхода новых устройств. "Этот год знаковый для производителей игровых консолей, которые уже объявили основные характеристики следующего поколения продуктов и делают шаг в сторону digital–контента и отказа от физических носителей", — комментируют в AliExpress.
В компании также отметили, что на популярность товаров для геймеров повлиял не только режим самоизоляции, но и дефицит перед скорой сменой поколения игровых приставок.
Пользователи "Яндекс.Маркета" интересовались товарами для игр в этом году вдвое чаще, чем в прошлом. В "Ситилинке" также заметили ажиотажный спрос на игры, консоли и аксессуары к ним. Как рассказала "ДП" руководитель группы закупок инновационных продуктов "Ситилинка" Ольга Степанова, пик продаж пришёлся на апрель, причём по количеству реализованных единиц категория выросла в 6 раз. В первый месяц лета рынок "подогрела" федеральная реклама PlayStation — тогда в "Ситилинке" продажи выросли в 3 раза.
Руководитель макрокатегории "Бытовая техника и электроника" "Авито" Павел Комаров отмечает, что игровыми приставками и играми этим летом петербуржцы интересовались соответственно на 46% и 27% активнее, а компьютерные игры искали практически в 2 раза чаще — рост составил 94%. Руководитель направления "Электроника" в "Озоне" Алексей Кузьмин отмечает, что в маркетплейсе продажи игровых консолей в Петербурге выросли в 2 раза по отношению год к году, комплектующих для игровых компьютеров и ноутбуков — в 5 раз. "Рост обусловлен периодом пандемии и самоизоляции, когда даже те пользователи, которые раньше проводили за играми не так много времени, увлеклись этим видом досуга: в апреле–мае категория игровых консолей на “Озоне” в Петербурге выросла в 3 раза относительно аналогичного периода в прошлом году", — подчёркивает Кузьмин.
По его мнению, интерес пользователей к играм поддерживается в том числе новыми релизами — их многие опытные геймеры ждут по несколько месяцев или даже лет. "Летом 2020 для консоли Playstation эксклюзивно вышла вторая часть игры The Last of Us, с момента выхода в июне она является абсолютным хитом у жителей Петербурга", — сказал Алексей Кузьмин.
Вырос и средний чек на покупку игр и приставок. В "Озоне" отмечают рост в 1,5 раза с начала года, в "Ситилинке" — на 32% год к году.
Дух старой школы
Впрочем, утверждать, что нынешний кризис совсем не отразился на игровой индустрии, нельзя. Из–за снижения доходов геймеры перешли в экономный режим.
Как сообщили в "Озоне", жители Северной столицы в этом году чаще покупали наборы, в которых вместе с консолью представлены одна или две игры в комплекте.
Эксперты "Яндекс.Маркета" зафиксировали аномальный спрос на уценённые предложения игровых приставок — в начале апреля (по сравнению с началом марта) он вырос почти в 4 раза.
Вырос интерес и к старому доброму восьмибитному Super Mario. В магазине Game Shop отмечают, что чаще всего в этом году покупали именно ретро–консоли. "Сейчас покупатели с особым вниманием смотрят на цены. Ретро–приставки дешевле в 10 раз, поэтому весной их активно разбирали", — отметили в компании.
Менеджер магазина "Мир Dendy" Николай Касаткин также говорит, что весной этого года ажиотажным спросом пользовались аналоги знаменитых Dendy и Sega — восьмибитные и шестнадцатибитные консоли. "Сейчас спрос на ретро–товары нормализовался и держится на уровне прошлого года, но весной к нам поступало огромное количество заказов", — рассказывает он.
Запрос на ностальгию заметили и в "Яндексе". Там рассказали, что интерес к ретро–консолям начал резко расти с начала мая и достиг пика 20–го числа. За месяц количество пользовательских переходов на предложения ретро–приставок выросло примерно в 3,5 раза.
"В целом этим летом россияне интересовались категорией в 2,5 раза чаще, чем за аналогичный период прошлого года", — комментируют в "Яндекс.Маркете".
Игра на перспективу
Эксперты уверены, что в ближайшее время и без того бодрый рынок продолжит расти. По подсчётам "Ситилинка", активная положительная динамика спроса на игровые приставки сохранится. "На IV квартал запланированы давно ожидаемые выходы консолей нового поколения PlayStation 5 и Xbox Series S/X, что станет новым драйвером роста торговой группы", — комментирует Ольга Степанова.
Павел Комаров подчёркивает: впереди осень и зима — время, когда многие предпочитают оставаться дома. "Этот год научил людей быть более осторожными — больше времени проводить дома. В этих условиях приставки и игры являются одним из самых популярных способов времяпрепровождения", — говорит он.