Смольный приценивается к расширению зоны платной парковки, в том числе через ГЧП. Москва предлагает помощь.
Речь идёт не только об увеличении её до границ всего Центрального района, но и о включении Адмиралтейского, Василеостровского и Петроградского. По данным "ДП", городские чиновники скоро планируют заказать у проектировщиков необходимую документацию, а там уже и до внедрения недалеко, говорят специалисты. Ещё быстрее процесс пойдёт с появлением крупных частных игроков.
Дополнительные 13 тыс. платных машино–мест в Центральном районе Петербурга к существующим 2,7 тыс. должны были добавиться еще в 2020 году. Необходимая проектная документация была, но требовала актуализации. "Всё давно отпроектировано, придётся вносить незначительные корректировки, но это быстро. Ожидаем, что в бюджете 2020 года будет предусмотрено достаточно средств для этих целей", — заявлял в 2019 году тогдашний советник директора ГКУ "Городской центр управления парковками" (ГЦУП) Олег Ребеза.
Деньги должны были найтись после появления возможности взимать штрафы с нарушителей в существующей зоне платной парковки. Именно из–за её отсутствия, по словам чиновников, тормозился процесс расширения. Проблему решили весной 2020 года, но тут случилась пандемия, и средств ГЦУП так и не увидел.
Скоро будет
Предполагается, что деньги на парковки в скором времени всё же появятся. По информации "ДП", ГЦУП изучает расценки на стоимость работ по актуализации документации по расширению платной зоны в Центральном районе, а также по созданию с нуля документации по трём остальным районам. Обсуждения идут последний месяц, сообщил источник "ДП".
"С одной стороны, у них (ГЦУП. — Ред.) руки связаны, с другой — такие запросы отправляют, а просто так они бы не стали этого делать. Очевидно, в течение года власти уже будут выходить на проект", — прокомментировал источник. ГКУ ГЦУП находится на перепутье, подтвердил ещё один собеседник издания. Всё из–за того, что пандемия внесла свои коррективы в планы ведомства по переходу от комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в ведение комитета по транспорту.
ГЧП на парковках
По мнению специалистов, проектирование во всех четырёх районах может обойтись в десятки миллионов рублей. На работы уйдёт не меньше года. А на само обустройство зон платной парковки потребуются миллиарды. В зависимости от выбранных технологий оборудование около 55 тыс. машино–мест (Центральный, Адмиралтейский, Петроградский, Василеостровский и Московский районы) может стоить от 2 млрд до 7 млрд рублей.
"Закон “О бюджете Санкт–Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов” ещё не утверждён. Поэтому говорить о сроках, стоимости, последовательности и формате развития платного парковочного пространства пока преждевременно. Сейчас как раз активно ведётся проработка данных вопросов", — прокомментировали "ДП" в ГЦУП.
Напомним, в ходе нулевых чтений бюджета–2021 председатель КРТИ Андрей Левакин заявил о потребности в 230 млн рублей на организацию 14 тыс. парковочных мест в Центральном районе и на Крестовском острове. Ранее чиновник сообщал, что ведомство готовит свои предложения касательно перспектив развития зоны платной парковки.
"Я знаю порядка семи претендентов на концессию (по платным парковкам. — Ред.), четыре из них — достаточно серьёзные и известные компании с большими административными и финансовыми ресурсами, и ввиду этого может развернуться довольно серьёзное противостояние. Если они не договорятся о сотрудничестве, то процесс грозит довольно сильно затянуться. Плюс город из–за пандемии не может выделить достаточно средств для концессии", — прокомментировал "ДП" Олег Ребеза.
Рука Москвы
Альтернатива концессии — постепенное расширение зоны за счёт городского бюджета, добавил он. Если уж и "отдавать такой лакомый кусок концессионеру", то стоит одновременно решить и ещё какие–нибудь городские проблемы в области транспортной инфраструктуры: например, с полноценной сетью велодорожек или высокими бордюрами, хотя бы в части расширения зоны платной парковки.
На роль концессионера могут претендовать такие организации, как ВТБ, Сбербанк, "Ростелеком", "Мегафон", "МВС Груп". Последняя реализует проект в части транспортной инфраструктуры в Подмосковье.
По информации "ДП", Александру Беглову от его столичного коллеги поступало предложение заключить 1 декабря 2020 года соглашение о сотрудничестве между двумя городами по реализации единого парковочного решения.
Москва также предлагала самостоятельно адаптировать свою систему с учётом потребностей Петербурга и помочь договориться с МВД.
Андрей Левакин в августе текущего года, отвечая на вопрос "ДП", отметил, что Москва может подарить Петербургу своё мобильное приложение по платным парковкам. Им парковку оплачивают 85–87% пользователей. Это самый высокий процент использования мобильного приложения в мире, отмечает Олег Ребеза.
Однако у эксперта нет ясности, как технологически в Петербурге внедрять столичную систему. Предложение очень интересное, но необходимо взвесить все плюсы и минусы.
Без ясной стратегии
В утверждённой в конце 2019 года комплексной схеме организации дорожного движения (КСОДД), по которой в ближайшие 15 лет планируется развивать улично–дорожную сеть Петербурга, говорится о четырёх этапах развития платных парковок. Первые три, до 2036 года, рассчитаны на левобережную часть города, а у последнего, включающего часть Адмиралтейского района, а также Васильевский и Петроградский острова, сроки вообще не указаны (см. схему).
Директор по развитию ООО "Дорнадзор"Пётр Атаев полагает, что очередной раз в действиях властей не прослеживается ясной стратегии.
"Внедрение платных парковок необходимо проводить очень осторожно и постепенно. Если этот шаг неизбежен, то он должен быть последним в череде преобразований парковочного пространства. У нас достаточно хаотично стоят знаки запрета остановки, их предписания зачастую не выполняются. Давайте сначала наведём порядок и определимся, где можно парковаться, а где это недопустимо, а потом будем говорить о платности. Хороший пример — Большая Пушкарская улица, магистраль общегородского значения: из трёх полос для движения одна выделена для автобусов, а ещё одна — на ряд припаркованных машин, итого работает всего одна полоса! В то же время на многих улицах действует запрет на парковки, не влияющий на их пропускную способность. Напомню и про бесполезные знаки запрета парковаться один день в неделю в ночное время, которыми пестрит наш город. Подобный проект должен выполняться скрупулёзно, с разбором ситуации на каждой улице, учитывая большое число согласований, это как минимум год работы. Спешка здесь неуместна и потому, что промежуток до внедрения системы не должен быть большим, иначе теряется актуальность. Поэтому делать сразу несколько районов представляется нецелесообразным. Я бы ограничился расширением зоны на район площади Восстания", — говорит Атаев.
"Пока рано говорить о расширении зоны платной парковки, потому что мы не поняли, как работает нынешняя парковка. Плюс неясно, в какую сторону расширять парковку, — считает руководитель региональной общественной организации автомобилистов “СПБ.АВТО”Святослав Данилов. — Автомобилисты в целом никогда не будут готовы к расширению платной парковки, потому что они не хотят платить. Но если рассуждать здраво, то хорошо бы увидеть чёткую схему развития и чтобы к пожеланиям и предложениям автомобилистов прислушались, в частности, в плане диверсификации платежей по времени и дням недели. А городская инфраструктура всегда готова: отнять одну полосу у людей и сделать на ней платную парковку — опыт у нас такой есть, с велодорожками в том числе".
В числе плюсов платной парковки эксперт назвал оборачиваемость парковочных мест и уверенность в том, что всегда можно найти свободное место.
Из минусов — проблемы с уборкой проезжей части в зимний период, малое количество паркоматов и их труднодоступность.