Инсайдеры говорят, что городские власти поддержали главный российский фестиваль старинной музыки Earlymusic при одном условии — что он пройдёт онлайн. Оксюморон: аутентистское предприятие, 23 года занятое поисками живой, передающейся из уст в уста и из пальцев в пальцы музыкальной правды, которая скрыта за неполными и неточными записями двух–, пяти– или восьмивековой давности, должно состояться в записи.
Однако из каждого обстоятельства можно извлечь пользу. В коронавирусном 2020–м все события Earlymusic’a будут доступны в любой точке земного шара, оснащённой интернетом, стоит лишь зайти в назначенный день и час (да хоть бы и в любое другое время по окончании трансляций) в группу фестиваля "ВКонтакте" vk.com / earlymusicfest. Фестивальная политика последних лет получает логическое объяснение: предъявлять миру продукцию собственного производства становится по меньшей мере разумно, а по большей — практично, ибо границы по–прежнему на замке. Теперь даже самые ворчливые меломаны, избалованные былыми россыпями звёзд исторического исполнительства, не могут пенять на отсутствие гастролёров. В четырех онлайн–трансляциях (одна из которых — в трех частях) Earlymusic представит и уже привычные фестивальные жанры — барочный балет и поэтические чтения с музыкой, — и диковинные штучки. Например, застолье времён императора Павла I и мелодраму.
Мелодрамы конца XVIII века — не то что нынешние мыльные оперы, хотя любовных драм, слёз и разбитых сердец и в них хватало с избытком. Жанр придумал сам Жан–Жак Руссо: в 1770 году он разбавил свою небольшую монопьесу "Пигмалион" музыкой, да так, чтобы оркестр не аккомпанировал пению, а вторил каждой строчке драматической декламации. Эксперимент возымел бешеный успех во всех европейских столицах. В 1775 году чешский композитор на службе у тюрингских герцогов Георг Антон (Йиржи Антонен) Бенда написал так называемую дуодраму на прозаическую переработку поэмы Генриха Вильгельма фон Герстенберга "Ариадна на Наксосе" по тому же рецепту: строчка текста — "строчка" музыкального комментария. Странный альянс музыки и драмы вызвал уважительный интерес у Моцарта и Бетховена, "Ариадна на Наксосе" и другие мелодрамы Бенды (включая "Пигмалиона" Руссо, к которому тот написал новую музыку) ставились по всей Европе на протяжении первой трети XIX века и лишь потом сошли на нет.
Вот эту–то дивную вещь Earlymusic и приберёг для онлайн–открытия 29 сентября. Виртуальная постановка будет сниматься в пустынном индустриальном антураже "Севкабеля". Исполнитель роли Тесея, немецкий хореограф–аутентист Клаус Абромайт, появится на аудио– и в фотографиях, укрупняющих каждый его барочный жест. Ариадна — сопрано Вера Чеканова, которой петь отнюдь не придётся, — выступит живьём, благо её соло занимает две трети всей дуодрамы. Комментировать стенания брошенной Тесеем Ариадны и живописать то, как она падает со своей скалы, испугавшись молнии, будут "Солисты Екатерины Великой" в квартетном составе (партитуру для квартета в своё время переложил сам Бенда).
1 октября фестиваль отпразднует день рождения Павла I стразу тремя трансляциями из Гатчинского дворца. Помимо обязательного чтения любовной лирики Кантемира и Ломоносова с произношением XVIII века (в 15:00) в Гатчине разыграется целый пир (в 17:00). Барочный актёр и режиссёр Данила Ведерников — по совместительству ещё и знаток старинной французской и русской кухни и даже практикующий шеф–повар. Готовить на видео он вроде бы не предполагает, но об искусстве сервировки, порядке подачи блюд и их рецептах расскажет всё, превратив лекцию в костюмированный спектакль с музыкальными интерлюдиями.
Стартует гатчинский марафон почти спортивными играми. В 13:00 состоится первый раунд "Фехтования смычком", а 7 октября в 19:00 в Меншиковском дворце воспоследует раунд второй. Барочные скрипачи Андрей Решетин и Мария Крестинская выйдут на ринг "без прикрытия" в сольном виртуозном репертуаре. Решетин будет играть за север Европы и Россию с сонатой Хандошкина и опусами И. С. Баха и шведа Ю. Х. Румана. Мария Крестинская выступит за итальянский клуб: в своём новом диске она исследует, как романтик Паганини черпает приёмы и идеи у виртуозов–предшественников от Локателли до Тартини. В состязании солистов она, несомненно, станет опасным соперником своему бывшему наставнику Решетину.
И напоследок — самое интересное: 10 и 11 октября в Эрмитажном театре состоятся вполне живые, реальные офлайн–показы второй редакции барочного балета "Союз Ветра и Моря". Постановку Клауса Абромайта 2017 года возвращает к жизни и переосмысливает Константин Чувашев — руководитель фестивальной труппы "Санкт–Петербургский балет Анджолини". Его вариации на темы сюиты Юхана Хельмиха Румана Golovinmusiken должны стать уже не россыпью коротких танцевальных этюдов на такие тёмные темы, как рождение Эроса из мирового яйца или вытаскивание на берег медузы, а одой самому Петербургу. Главное, конечно, что на новый спектакль можно прийти — стоит лишь раздобыть билет. Всё остальное, включая онлайн–трансляцию балета 11 октября, можно смотреть, не вставая с диванов, и, разумеется, бесплатно.