Петербург рвётся в нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (БКАД), участником которого, как и Москва, не был. Единственный вариант войти в него — объединиться в агломерацию с Ленобластью, о чём Смольный просил вице–премьера РФ Марата Хуснуллина на последнем заседании координационного совета по развитию транспортной системы двух субъектов. Не факт, что область этому рада.
В конце прошлой недели Смольный сообщил, что решение о вхождении Петербурга в нацпроект уже принято, однако, по данным "ДП", Марат Хуснуллин пока лишь принципиально поддержал предложение городского правительства включить Санкт–Петербургскую агломерацию в БКАД. Сперва федералы хотят увидеть финансовые потребности. Как сообщили "ДП" в АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти", планируется, что агломерация войдёт в нацпроект до конца 2020 года.
По данным издания, Смольный интересуют деньги не только на дорожные объекты, но и на новый подвижной состав. За счёт нацпроекта власти Петербурга хотят купить новые трамваи, троллейбусы и вагоны метро, потребность в которых у города велика. Износ парка вагонов метро, в частности, уже превысил 50%.
В официальном релизе свою просьбу включения в нацпроект Смольный аргументировал необходимостью к 2024 году увеличить долю городских дорог, соответствующих нормативам, до 85%. Этого требуют майские указы президента. На начало 2020 года показатель таких дорог в Петербурге составлял 64,5%, и при существующем уровне финансирования ремонта в 2024 году он останется на прежнем уровне, сообщил на координационном совете вице–губернатор Петербурга Максим Соколов.
О нехватке собственных средств для достижения необходимых 85% петербургские чиновники говорят ещё с 2018 года.
Ежегодно на ремонт дорог выделяется в среднем порядка 5 млрд рублей, а нужно в 3–4 раза больше. Например, чтобы к 2021 году выйти на уровень 74,5%, в течение 3 лет должно расходоваться по 17–19 млрд рублей. В проекте бюджета на 2021 год и плановые 2022–2023 годы на эти цели предусмотрено по 5 млрд рублей, как и в предыдущие годы.
От Бугров до Таллинского шоссе
Ни в Смольном, ни в правительстве Ленобласти, ни в Дирекции по развитию транспортного узла не смогли сказать, на что конкретно планируется просить у федералов денег.
"На сегодняшний день определён предварительный перечень объектов (находятся на границе Петербурга и Ленинградской области). Полный пакет документов о включении Санкт–Петербургской агломерации в национальный проект “БКАД” будет согласовываться с министерством транспорта РФ", — прокомментировали в дирекции.
По данным "ДП", Ленобласть планирует предложить Петербургу включить в список по максимуму совместных проектов, расположенных рядом с КАД, условно от Бугров до Таллинского шоссе. Например, известный объект, необходимый двум регионам, — продолжение Пискарёвского проспекта, которое также называют обходом Мурино справа, до Токсовского шоссе. Строительство этой дороги оценивается в 5,5 млрд рублей, из федерального бюджета хотят почти 4 млрд.
Вероятно, область попросит деньги и на строительство продолжения Охтинской аллеи в Мурино с реконструкцией транспортной развязки на пересечении КАД с проспектом Культуры. Этот не упоминавшийся ранее объект должен создать альтернативный маршрут подъезда к Мурино, а также дать возможность развивать новые территории Всеволожского района. Предварительная стоимость строительства — 3 млрд рублей.
Должна оказаться в списке и реконструкция Колтушского шоссе на 8–километровом участке от КАД до Колтушей (все четыре этапа) общей стоимостью 5,9 млрд рублей. Пока областные чиновники нашли в бюджете средства на выполнение работ по первым двум этапам за 2,2 млрд рублей, контракт в конце августа этого года был заключён с компанией "Техносфера". Из федерального бюджета на этот объект должны поступить транши более чем на 1 млрд рублей в ближайшие 2 года, однако Ленобласть рассчитывает на полное финансирование из Москвы.
Возможно, упомянут субъекты и развязку с Мурманским шоссе рядом с ТЦ "МЕГА Дыбенко", которую планируется построить к 2025 году. Контракт на её проектирование уже заключён, начало стройки намечено на 2021 год. Областным чиновникам интересна и реконструкция расположенной неподалеку дороги "Подъезд к Заневскому посту", которая, как и развязка, улучшит транспортную обстановку в Кудрово. Работы предварительно оцениваются в 6 млрд рублей.
Часть транспортного потока с КАД на участке между вантовым мостом и трассой Р–21 "Кола" могла бы взять на себя дорога Колтуши — Новосаратовка, которую также планируется включить в перечень агломерационных объектов. Стоимость строительства оценивается в 1,5 млрд рублей.
В числе первоочередных объектов, вероятно, окажется и Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД), от ЗСД до КАД и "Колы". Её общая стоимость оценивается примерно в 180 млрд рублей, однако пока всерьёз можно говорить о реализации только первого этапа, от Благодатной ул. до Витебского пр., стоимостью около 30 млрд рублей.
Новые вагоны
БКАД позволяет привлекать федеральные средства и на обновление подвижного состава, на что рассчитывает Смольный. Как ранее писал "ДП", потребность Петербурга в новых трамваях сегодня составляет 500 вагонов, на что требуется около 56 млрд рублей. Также нужно 250 троллейбусов и 800 вагонов метро. Однако, по данным издания, Минтранс категорически против софинансирования последних.
На нулевых чтениях бюджета чиновники просили на обновление подвижного состава в ближайшие 3 года 27,5 млрд рублей. В 2021 году, в частности, "Горэлектротрансу" предлагалось добавить 2,3 млрд рублей на закупку 31 вагона, метрополитену — 7,5 млрд рублей. Не стоит забывать и про текущие лизинговые и кредитные платежи, которые есть у транспортных ГУПов в связи с предыдущими закупками подвижного состава.
Автобусы важнее дорог
Транспортные аналитики не раз говорили "ДП", что в вопросах развития агломерации на первом месте должен стоять общественный транспорт, а не строительство новых дорог. Вблизи границ Петербурга нужны новые станции метро, дальше — трамвай, городская электричка, транспортно–пересадочные узлы и т. д.
Возможно, на федеральном уровне это понимание уже есть, поскольку Марат Хуснуллин поручил Петербургу и Ленобласти обновить стратегию развития всего петербургского транспортного узла.
"Наша задача — определить стратегические направления развития транспортной инфраструктуры Петербурга и Ленобласти с учётом всех видов транспорта. Прошу министра транспорта России Евгения Дитриха совместно с региональными органами власти обновить стратегию по развитию транспортной системы обоих регионов до 2025 года", — заявил вице–премьер.
Эта стратегия утверждена в 2016 году. Она предусматривает ряд крупных проектов. Отдельно на совещании обсуждалось строительство северо–восточного железнодорожного обхода Петербурга, который входит в концепцию развития Санкт–Петербургского ж.–д. узла, разработанную РЖД и городом. Он пройдёт по маршруту Павлово–на–Неве — Сосново с мостом в районе деревни Павлово. Обход необходим для организации тактовых пассажирских перевозок. Столичные власти, опираясь на свой опыт, не видят перспектив развития территории без решения вопросов с железной дорогой. Эту мысль пытались донести до петербургских коллег.
Синдром старшего брата
Нацпроект БКАД существует с 2019 года и рассчитан до 2024–го с общим объёмом финансирования 4,7 трлн рублей. В него входят все субъекты РФ, кроме Москвы и Петербурга, однако есть возможность включиться через агломерацию: город плюс прилегающие территории с населением более 200 тыс. человек. Ленобласть изначально является участником БКАД и уже второй год подряд показывает неплохие результаты.
В частности, в этом году она вошла в девятку лучших участников нацпроекта по ремонту дорог, досрочно выполнив работы, запланированные на 2021 и 2022 годы. Но в случае объединения с Петербургом в агломерацию есть вероятность, что задачи Ленобласти отойдут на второй план. Хотя она заинтересована в развязках на границе с Петербургом, строительство путепроводов и ремонт отдалённых дорог субъекту нужны не меньше.
Поэтому областные чиновники пока не сильно радуются такому повороту событий. Сможет ли Ленобласть целиком оставаться участником нацпроекта, пока неясно. В любом случае Петербург будет перетягивать на себя основное финансирование. Может получиться и так, что федеральные средства в какой–нибудь год целиком уйдут на строительство ШМСД, а местные и региональные дороги Ленобласти останутся не у дел.
“
Принципиально важно, чтобы Петербург и Ленобласть выступали агломерацией и решали узкие места на стыке двух субъектов. Нужно, чтобы были выстроены магистрали, организованы светофорные посты, которые регулировали бы потоки транспорта, отсекали второстепенные улицы, чтобы впускать и выпускать поток автомобилей в часы пик. Многие подобные вопросы не отработаны. Масштабные жилые комплексы тоже должны быть правильно подключены к дорожной сети. Всё нужно заранее проектировать и строить, и в рамках агломерации это очень важно.Не считаю, что власти Петербурга как–то хитро сейчас поступают, пытаясь войти в нацпроект через агломерацию с Ленобластью. Сделаны абсолютно правильные шаги. Тот же Татарстан и по нацпроекту получает немало средств, и дорожная сеть у них качественная. Им же не просто так деньги выделяют. Значит, они аргументировали свою позицию, подготовились. Если другие регионы над этим не работают, это плохо. Наверное, Петербург сейчас смог найти аргументы. Когда готовили нацпроект и там не было Петербурга, мне было это непонятно. Как будто тут все вопросы решены. В этом году и вовсе случился секвестр. Программы ремонтов сохранили, но стройку урезали, соответственно, транспортная нагрузка на определённых участках улично–дорожной сети только увеличится.
Юрий Агафонов
гендиректор ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса "Асдор"
“
Агломерация — прежде всего быстрый и удобный путь от дома до работы. Учитывая ежедневную маятниковую миграцию между городами Ленобласти и Петербургом, реализация приграничных инфраструктурных проектов должна, на наш взгляд, быть приоритетом. Развязки, реконструкции и строительство новых дорог вместе с развитием общественного транспорта — вот проверенный временем путь решения набивших оскомину инфраструктурных проблем на границе города и области. Поддержка на федеральном уровне всех этих проектов, мы уверены, ускорит их реализацию.
Денис Седов
и.о. председателя дорожного комитета Ленобласти
“
В любом случае это правильно, что Петербург войдёт в нацпроект. Неправильно то, что проект федеральный, показатели заданы, а ресурсы никакие не выделены. Город должен где–то изыскать средства в ущерб чему–то, чтобы достичь установленных показателей. В Смольном были крайне удивлены требованиям федеральных чиновников, которые нужно было выполнить в рамках нацпроекта без финансирования. Плюс есть задачи, которые лежат на границе города и области, они взаимоувязаны, поскольку транспортная система у двух регионов единая, хотели мы этого или нет. Поэтому включение Петербурга в нацпроект — логичный шаг.
Кирилл Иванов
Директор ассоциации "Дормост"