В прошлом году в Петербурге, по данным FinExpertiza, были ликвидированы более 30 тыс. некрупных производителей. Но есть и те, кто показал десятки процентов роста.
Быстрорастущие предприятия в Петербурге есть, и их немало. За прошлый год 10% средних обрабатывающих предприятий Петербурга увеличили выручку вдвое. Высоких показателей, по словам игроков рынка, удалось достигнуть при помощи договоров не только с отечественными партнёрами, но и с международными производителями. В среднем динамичные предприятия заключают до 10 крупных контрактов в год.
Широкий спектр
К примеру, петербургский производитель лекарственных средств и биологически активных добавок ООО "Фармакор продакшн", согласно данным базы СПАРК, за 2019 год увеличил свою выручку с 1,5 млрд до 2,19 млрд рублей. Компания около 20 лет специализируется как на контрактном производстве уже выведенных на рынок новых медицинских препаратов, так и на разработке новых. По словам коммерческого директора компании Сергея Кириллова, данные факторы, помноженные на расширение географии присутствия, являются основными стимуляторами роста любого фармакологического предприятия.
"В октябре 2019 года начались поставки в Узбекистан. В этом году компания расширила своё присутствие на рынках ближнего зарубежья, в странах — членах Евразийского экономического союза. Продукция компании нашла свое место на полках аптек Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии, — поделился с “ДП” Сергей Кириллов. — В целом 2019 год был успешным для компании, количество контрактов удвоилось по сравнению с 2018 годом. Мы планируем активно работать с экспортным и российским рынком и в дальнейшем".
Обзавелось новыми контрактами и ПАО "Звезда", разработчик и производитель высокооборотных дизелей. По словам коммерческого директора предприятия Виталия Седова, за прошлый год оно подписало семь крупных контрактов и сейчас "Звезда" занимается проектированием новых дизельных двигателей. Выручка предприятия, согласно отчетам СПАРК за 2019 год, составила порядка 2,18 млрд рублей, что на 93% больше прошлогодних показателей. Но этот рост скорее эффект низкой базы. По сути, это всего лишь вернуло "Звезду" к результатам 2017 года.
Активный рост, согласно открытым данным, показал и Лужский консервный завод (ЛКЗ), осуществляющий поставку продукции во все регионы РФ.
"Ежегодно мы заключаем от пяти новых партнёрских контрактов. Это обусловлено конкурентоспособными ценами и качеством продукции. Предприятие постоянно развивается. Расширяется его функционал. Так, к примеру, в прошлом году был запущен цех по переработке охлаждённого мяса, который обеспечил нам не только дополнительные рынки сбыта, но и дополнительные возможности по использованию более качественного сырья в своей продукции", — резюмировала руководитель отдела продаж ЛКЗ Анна Туробова.
Мал золотник, да дорог
Но 2020 год подрезал многим крылья на взлёте, и в условиях пандемии главным вопросом для быстроразвивающихся игроков рынка будет удержание показателей прошлогодней выручки, считает директор аналитического центра НИУ ВШЭ в Петербурге Анна Федюнина.
"Это ставит вопрос, а останутся ли они такими же особенными. Дело в том, что всё ложится на негативный фактор повышенной смертности быстрорастущих предприятий. Он значительно выше рождаемости", — отмечает Федюнина.
Так, по данным аналитиков сети FinExpertiza, по итогам 2019 года в России прекратили своё существование 611 755 предприятий. Новых зарегистрировано почти в 2,5 раза меньше: 264 595. Более половины из закрывшихся предприятий проработали лишь свыше года — с рынка ушли более 28,8 тыс. компаний с опытом работы от года до 2 лет, 85,6 тыс. компаний возраста от 2 до 3 лет, 85,7 тыс. 3–летних, 64,7 тыс. 4–летних и свыше 48 тыс. компаний от 5 лет и старше.
"Мы наблюдаем такую тенденцию из–за экономической политики и плохо проработанной системы поддержки малого и среднего бизнеса. Это своеобразный вызов, ответ на который мог бы переломить данный тренд. И это при том, что кризис ещё не наступил. Российская экономика только замедляла темпы роста", — добавляет Федюнина.
Господдержка особенно важна для динамично развивающихся предприятий. Об этом чаще всего забывают, смотря на высокие показатели: мол, и без помощи извне растут. А это неверно.
"То есть, с одной стороны, их мало, они особенные, но поддерживать надо всех. Чаще всего планирование поддержки идёт по некоторым отраслям. Однако поддержка малых предприятий должна стать приоритетом, поскольку именно они составляют вклад в наибольший прирост занятости и могут поставлять полуфабрикаты и комплектующие для крупных игроков рынка", — объясняет эксперт.
Туманные перспективы
Как сложится ситуация с закрытием динамичных предприятий к концу текущего года, пока неясно, считает Федюнина.
Первый вице–президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт–Петербурга Михаил Лобин также не спешит давать прогнозы. Вполне возможно, что отчёты о "смертности" предприятий окажутся ещё более неутешительными, чем годом ранее. "Давать сейчас прогнозы итогов работы малого и среднего бизнеса за 2020 год — дело неблагодарное, — считает Лобин. — Если средний бизнес будет компенсировать потери, связанные с карантинными мерами, за счёт повышения цен, то услуги и товары могут стать не востребованы. А если удерживать цены, то предприятия не смогут выйти на темпы роста прошлого года из–за более короткого периода нормальной работы. К тому же непонятно, ожидает нас вторая волна ограничительных мер или нет".
Материал подготовлен в рамках проекта "
Рейтинг промышленных предприятий — 2020
"