За 2019 год жители Петербурга получили платные услуги на общую сумму 554 млрд рублей. В позапрошлом году — на 538 млрд. Казалось бы, налицо положительная динамика. Однако после применения всех необходимых коэффициентов (среди которых инфляция — основной, но не единственный) специалисты Петростата хладнокровно фиксируют: реальный оборот за год сократился на 0,1%. В Ленинградской области сфера услуг за 2019 год заработала 83 млрд рублей против 79 млрд в 2018–м. Но и здесь невидимая рука статистики изображает на графике годовой рост всего лишь 0,7%. Одним словом, стагнация.
Коммуналка решает
А ведь последние пару лет рост был пускай не потрясающим, но вполне уверенным. По Петербургу: +4,5% в 2018–м и +2,8% в 2017–м. По области: +3,1% в 2018–м и +2,5% в 2017–м. Но, видимо, потолок достигнут. И даже хуже: не надо обладать чрезвычайной смелостью, чтобы прогнозировать, что события 2020 года опрокинут сферу услуг в решительный минус. Для кого–то это откроет возможности выхода на рынок, кого–то выбросит на обочину жизни.
Три кита петербургского сервиса, совокупно занимающие почти половину рынка, — это телекоммуникации (18,4%), транспорт (14,8%) и коммунальные услуги (15,7%). К последним при желании можно приплюсовать родственные им жилищные (9,3%). 10,8% занимают медицинские услуги, 7,5% — образовательные, 7,2% — бытовые. Остальные категории далеко позади.
В области ситуация иная. Коммунальные (37,1%) и жилищные (14,8%) услуги здесь откусывают уже 51,9% пирога. В кильватере с большим отставанием следуют транспорт (12,2%) и бытовые услуги (8,1%), а все остальные категории не дотягивают и до 7%.
"Можно предположить, что жители области просто больше пользуются платными медицинскими услугами на территории Петербурга (и предоставляемыми организациями, расположенными там же), а также получают телекоммуникационные услуги от организаций, зарегистрированных в Петербурге. С интернетом может быть та же история — например, в прилегающих к городу районах услуги по подключению к Сети оказывают фирмы с петербургской регистрацией", — комментирует статистику декан факультета экономики Европейского университета в Петербурге Юлия Вымятнина.
Пожалуйте бриться
В структуре бытовых услуг по городу заметную долю (15,1%) занимают ритуальные. Далее идут ремонт и строительство жилья (6,6%), а сразу следом — парикмахерские (6,4%). В Ленинградской области ритуальные услуги (11,8%) с парикмахерскими (9,2%) и вовсе занимают соседние строчки. В отчётах прошлых лет картина очень похожая. Всё это, разумеется, моментально заставляет вспомнить зачин бессмертного романа Ильфа и Петрова "12 стульев": "В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть". Однако, если отставить шутки в сторону, экономическая подоплёка вполне очевидна.
"Применительно к ритуальным услугам важно понимать, что они не могут быть оказаны серым способом — по знакомству, по бартеру. Их сложно спрятать, в отличие от услуг сантехника, мелкого ремонта и т. п. Поскольку доклады явно построены по данным отчётности предприятий и организаций, оказывающих такие услуги, мы видим структуру со стороны формального производителя, но не со стороны потребителя. Здесь, конечно, перекос будет в тех сферах, где сложно или невозможно получить услугу неофициально. Кроме того, организаций, оказывающих ритуальные услуги, не очень много, что позволяет им держать достаточно высокие цены. Во всяком случае выше, чем в случае высокой конкуренции", — поясняет Юлия Вымятнина.
Впрочем, первые места среди бытовых услуг удерживают сферы, не таящие в себе особых загадок. Для Петербурга это "Техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (51,8%), а для области — "Ремонт и строительство жилья и других построек" (23,4%).
Прочь из центра!
Говоря о структуре сферы услуг Петербурга, доцент Института дизайна и урбанистики НИУ ВШЭ в Петербурге Александра Ненько констатирует, что в городе слишком ярко выражено тяготение к центральным районам в ущерб развитию периферии. В контексте сравнения с европейским опытом она говорит, что Петербургу не помешало бы "немножечко Берлина" — для развития коворкингов, галерей и культурных институций в нецентральных локациях.
"Здорово было бы в нецентральных районах развивать сегмент культурно–досуговых пространств нового типа. В которых можно было бы проводить какие–то лекции, встречи, кинопоказы, мероприятия дополнительного образования. Которое, по нашим исследованиям, очень востребовано и в котором нуждаются абсолютно все, не только жители центра. В Петербурге много людей, заинтересованных в саморазвитии, культуре. Такие места могут появляться на базе библиотек, ДК, подростково–молодёжных клубов, которые были созданы ещё в рамках советской системы. И сейчас есть хорошие кейсы перезапуска подобных пространств", — рассказывает эксперт.
При этом Юлия Вымятнина подчёркивает, что в экономической теории не существует какой–то "правильной" структуры потребления услуг. "Есть общее соображение, состоящее в том, что в более развитых странах в общей структуре трат домохозяйств большую часть составляют услуги, а в менее развитых — товары, причём скорее даже продовольствие. В этом смысле в России перекос как раз в сторону потребления продовольственных товаров, что делает нас ближе к развивающимся странам. С точки зрения структуры услуг можно отметить, что в развитых странах достаточно серьёзная доля приходится на ЖКХ, тогда как в России она относительно невелика, поскольку у нас это во многом субсидируется", — говорит она.
Здесь, кстати, статистические данные способны подбросить немного утешительных результатов. Согласно подсчётам Петростата, в 2019 году городские домохозяйства тратили на оплату услуг 26,7% своего бюджета, а на покупку продуктов и алкоголя — 26,2%. В области ситуация похуже: на продукты и алкоголь тратится 32,7%, а на услуги — только 24,3%. Есть куда развиваться.