Эмбарго заставляет потребителей изучать рынок сыра в РФ

Автор фото: Vostock-photo

Каждый, кто хоть раз выезжал за границу, увозил с собой не только впечатления, но и чемоданы продуктов заморских, а среди прочего в багаже всегда найдётся и сыр. Да и многим петербуржцам даже выгоднее ездить за продуктами и прочими товарами в соседнюю Финляндию. Было выгоднее.

Некоторые финские марки уже давно представлены в Петербурге, например известная всем Valio, чьё производство имеет прописку в России. Но эксперты рынка, да и вкусовые рецепторы, говорят, что за финским сыром лучше ехать на его родину. Правда, временно (уже полгода) закрытые границы, возможно, заставляют любителей импортной продукции изучать местный рынок. Который, кстати, с введением продовольственного эмбарго существенно нарастил обороты. Так, по данным Росстата, производство сыра в России растёт из года в год, в 2018–м всего было произведено 467 тыс. тонн, в 2019–м — на 15% больше, что составило 540 тыс. тонн.
Ввоз импортной мясной и молочной продукции в промышленных целях запрещён из ЕС, США, Канады, Австралии ещё с 2014 года. Ограничения действуют до конца 2020 года. Вот и остаётся один способ попробовать сыр или хамон — поехать за границу и привезти с собой, только для личного пользования и не больше 5 кг в заводской упаковке. Местные производители всегда были, но со стороны гурманов к ним есть большие претензии не только к качеству продукции, но и к её цене.
Потребительские предпочтения, да и кошелёк, у всех разные. С сырами всё так же, как и в других сегментах потребления, — кто–то предпочитает масс–маркет, а кто–то покупает исключительно люксовые марки.
Заявление, что в России не научились пока производить нормальный сыр, — вопрос спорный. Многие и спорят, даже осуждают конъюнктурщиков, пытающихся создавать русский пармезан. Но сыроварни всё равно переживают настоящий бум популярности. В Петербурге и Ленобласти их более 2 тыс., а представители рынка дискутируют, есть ли среди них настоящий бренд региона. Кто–то ставит на сыры "Лосево", кто–то на "Микельанджело". Единого мнения нет. А потребители зачастую и не знают о множестве местных сыроварен и производств.
Пока российский сыр всё–таки не продукт массового спроса. Главная причина прежде всего не в ограниченности выбора, а в отсутствии масштабных каналов продаж. Да и сыроделы, которые производят продукт у себя на кухне — для друзей и несколько штук для постоянных клиентов, о расширении и привлечении новых даже не думают. Эксперты говорят, что из–за такого несерьёзного отношения к своему делу и вопросам сбыта многие сыровары даже за пределы региона не могут выйти.