IPO зарегистрированного в Петербурге "Совкомфлота" — самое заметное событие прошлой недели на российском финансовом рынке — обернулось скандалом: в первый день торгов цена акций рухнула более чем на 10%.
Участники рынка гадают о причинах и виновниках данного обвала, но в большинстве своём советуют пользоваться такими возможностями для покупки, ведь перспективы у бумаги неплохие. К концу недели падение котировок относительно цены размещения сократилось до 3–4%.
Лёд тронулся
Разговоры о приватизации морского перевозчика, на 100% принадлежавшего государству, велись более 10 лет. На бирже этот сектор экономики представлен не был, наверное, с тех пор, как разорилось Балтийское морское пароходство, чьи акции когда–то были в фондовом индексе, рассчитываемом "ДП".
Приватизация в итоге прошла в форме IPO, то есть не государство продало часть своего пакета, а компания выпустила новые акции и разместила их на Московской бирже. Цена размещения составила 105 рублей за штуку, это нижняя граница ранее объявленного диапазона — от 105 до 117 рублей за акцию. Всего было продано более 408 млн акций, что составило 17,2% от общего числа и позволило привлечь почти 43 млрд рублей. Деньги останутся в компании, государство на них не претендует. Они будут направлены на новые проекты и уменьшение долговой нагрузки.
Читайте также:
Биржевая сводка
Акции растут назло санкциям
Якорными инвесторами в ходе IPO выступил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в партнёрстве с суверенными фондами Ближнего Востока и Азии. Об этом сообщил РФПИ.
В целом же спрос в рамках IPO "Совкомфлота" распределился поровну между российскими и иностранными инвесторами, по данным "ВТБ Капитал" (один из организаторов сделки). Розничные инвесторы обеспечили около 15% спроса, то есть вложили примерно 6 млрд рублей.
Антинародное IPO
В среду, 7 октября, падение акций "Совкомфлота", только вышедших на торги, достигало 12,8%, котировки опускались до 91,56 рубля на высоких объёмах торгов. Оборот по акциям "Совкомфлота" в течение дня долго был самым высоким из всех торгующихся на бирже бумаг. Правда, под конец дня компания уступила по оборотам и Сбербанку, и "Газпрому". Но всё–таки вошла в тройку лидеров с результатом 10,56 млрд рублей.
К закрытию торгов котировки "отросли" до 100,5 рубля. И на следующий день, 8 октября, цена закрытия была такой же, хотя в течение дня у инвесторов была масса возможностей купить акции "Совкомфлота" дешевле 100 рублей. А вот в пятницу их уже не было: цена устойчиво держалась выше трёхзначной отметки.
Ряд финансистов назвали произошедшее с бумагами судоходной компании скандалом, "антинародным IPO" и прочими нелестными эпитетами. "Мне кажется, что вопросы о причине снижения стоимости акций более чем на 10% на первых торгах необходимо задавать, во–первых, организаторам (Сбербанк и ВТБ), во–вторых, Московской бирже, которая допустила начало торгов в то время, когда заявки частных инвесторов только подавались организаторам, — советует Владислав Кочетков, президент–председатель правления ГК “ФИНАМ”. — В итоге интересное IPO превратилось в массовый скандал, нанесший непоправимый вред российскому рынку первичных размещений, который, возможно, больше не получит шансов на возрождение. Хотя формально ничего не нарушено".
Знаковое событие
Впрочем, перспективы "Совкомфлота" опрошенные "ДП" эксперты оценивают более–менее благоприятно и советуют покупать его бумаги, тем более дешевле цены размещения. По их словам, прошедшее IPO стало знаковым событием, подобных сделок давно не было на российском рынке.
"На наш взгляд, сейчас фундаментально обоснованной целью может быть верхняя граница диапазона размещения в 117 рублей, — говорит Константин Бушуев, главный инвестиционный стратег “Открытие Брокер”. — Компания обещает выплачивать в виде дивидендов не менее 50% чистой прибыли по МСФО. При этом конъюнктура рынка морских перевозок нефти и газа сейчас находится на дне, и в ближайшие годы можно будет ждать восстановления цен фрахта танкеров. Таких крупных рыночных IPO на Московской бирже не проводилось с 2017 года, когда прошло объёмное IPO “Детского мира”. После этого мы могли видеть лишь серию вторичных листингов компаний с бизнесом в России, чьи акции / депозитарные расписки уже торговались на LSE/NASDAQ".
Наталия Пырьева, аналитик ГК "ФИНАМ", оценивает цену размещения в 105 рублей за одну акцию как достаточно привлекательную.
"Согласно нашим расчётам, целевая цена на 12 месяцев составила $1,71, или 134 рубля, за акцию по текущему курсу, а потенциальная доходность нашей целевой цены может составить от 15 до 28%", — утверждает она.
“
Оценка "Совкомфлота" предполагает небольшую премию к среднему значению EV /EBITDA по выборке похожих компаний в секторе. С учётом привлекательной дивидендной политики установленная цена выглядит оправданной. Снижение котировок акций "Совкомфлота" является обычным для IPO явлением. В биржевом стакане мы видели достаточно большие объёмы на продажу, что указывает на желание крупного участника выйти. На долгосрочном горизонте у нас умеренно положительные ожидания от бизнеса компании. Рост выше цены IPO, на мой взгляд, весьма вероятен. "Совкомфлот" неплохо прошёл пик пандемии в первом полугодии. Акции компании можно воспринимать в качестве "защитных" от ослабления рубля, так как вся выручка привязана к валюте. Дивидендная доходность может быть выше 5%.
Василий Карпунин
Начальник информационно–аналитического контента "БКС Мир инвестиций"
“
Цена размещения 105 рублей за акцию, по нашему мнению, является справедливой, но не обладающей большим потенциалом роста рыночных котировок в краткосрочном периоде. Финансовые результаты 2020 года могут оказаться рекордными (прогноз прибыли — 32 млрд рублей), однако уже в следующем году мы прогнозируем снижение чистой прибыли до 24 млрд рублей ввиду ожидаемого падения цен на фрахт. Возможной причиной резкого снижения стоимости акций в первые часы торгов является то, что компания планировала привлечь средства в размере, эквивалентном примерно $500 млн. Кроме того, около $50 млн могло быть привлечено в рамках операций по стабилизации цены акций. По факту данное падение и было обусловлено операциями по "стабилизации", иными словами, скорее всего, организаторы IPO просто продавали акции в стакан. Из–за недостаточного спроса котировки значительно просели, однако к концу дня частично восстановились. IPO "Совкомфлота" можно поставить в один ряд с размещением в 2013 году почти аналогичной доли (16% акций) в капитале крупнейшего производителя алмазов в мире — АЛРОСА. Тогда в размещении принял активное участие РФПИ, который также сумел привлечь ряд иностранных инвесторов. Однако IPO АЛРОСА проводилось при совсем другом внешнем фоне. Выход на биржу "Совкомфлота" является первым крупнейшим российским IPO госкомпании после "крымских событий" 2014 года и череды санкций против России. Сам факт успешного проведения размещения акций крупной российской компании с государственным участием по справедливым ценам можно охарактеризовать как положительное явление для всего российского рынка.
Александр Шадрин
Руководитель аналитической службы УК "Доходъ"