Стыд, беззащитность и стигматизация: вопроса женской бездомности нечасто касаются даже в академической среде, не говоря уже о поле общественного обсуждения. Первое в стране исследование о практиках и стратегиях выживания женщин, которые лишились дома, провели в НИУ ВШЭ в Петербурге. Как с поиском крова, отсутствием денег и последствиями пандемии справляются те, кого будто бы принято не замечать?
Иллюзия невидимости
Бездомность — состояние, которое обычно присуще мужчине. По крайней мере так принято говорить в академической литературе. Об этом в своей научной работе упоминает аспирантка и стажёр Центра молодёжных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге Евгения Кузинер. Но фокусируется она на другом сегменте — бездомных женщинах.
"Бездомные — группа, которая часто сталкивается с осуждением и презрением. Мне хотелось разрушить стереотипы хотя бы для себя и для своего окружения. При этом, если мы посмотрим на статьи в СМИ, данные опросов НКО, государственную статистику, то бездомность, по крайней мере в России, описывается как состояние “с мужским лицом”. Женщины среди бездомных как бы незаметны, невидимы", — объясняет выбор темы Евгения Кузинер.
При этом сказать хотя бы приблизительно что–либо о количестве бездомных женщин в Петербурге — задача почти невыполнимая. Так, исходя из Всероссийской переписи населения 2010 года (перепись в 2020–м только началась, и данных пока нет), в Северной столице было зафиксировано 2902 "бездомных домохозяйства". Но ни число их участников, ни даже пол при подсчёте не учитывались. В свою очередь, по информации благотворительной организации "Ночлежка", в 2018 году в городе проживало около 60 тыс. бездомных.
В целом о женской бездомности исследовательница говорит как о более порицаемой по сравнению с мужской. По крайней мере во время "активной фазы" патриархальных настроений в обществе. В таких условиях считается, что женщина — хозяйка домашнего очага. Именно поэтому женщины, лишившиеся дома, подвержены большей стигме: они якобы не справились со своим "предназначением". Кроме того, бездомные женщины чаще подвергаются насилию, вынуждены продавать тело, искать спутника или спутницу.
Данные исследовательница получала в основном из интервью с бездомными женщинами Петербурга. Но важны были также и включённые наблюдения — девушка долго работала волонтёром и посещала заброшенные дома, где проживали группы бездомных. Поначалу процент отказа от интервью был велик, но затем на героинь при условии сохранения их анонимности удалось выйти через благотворительные организации: "Ночлежку", "Мальтийскую службу помощи" и "Благотворительную больницу".
"Женщины, с которыми мне предстояло беседовать, в большинстве своём пережили травматичные события. Многим стыдно, что они оказались в такой ситуации, кому–то больно вспоминать пережитое, кто–то не доверяет чужим людям", — объясняет Евгения Кузинер. И добавляет, что после интервью старалась давать информанткам небольшое вознаграждение: средства личной гигиены, нижнее бельё, сладости. Две женщины попросили положить им по 200 рублей на телефон.
В итоге было проведено 42 наблюдения и взято 17 интервью у бездомных женщин в возрасте от 31 до 71 года.
Телевизор с разбитым экраном
По словам исследовательницы, всего в мировой практике выделяются два главных пути, из–за которых люди лишаются дома. Первый — последствия действий мошенников или несчастных случаев (например, пожара), второй — принуждение покинуть дом. Совладать же с бездомностью в основном можно тремя способами: обратиться за помощью в благотворительные организации, пойти к родственникам или нормализовать жизнь на улице.
В последнем случае нормализация проходит примерно по тем же принципам, которые встречаются при рядовом "обживании" собственной или съёмной квартиры. Бездомные могут подбирать котят и щенков. Одна из информанток также рассказала, что принесла в "дом" телевизор с разбитым экраном и поставила его посередине помещения — так, как это происходит в обычных гостиных. У некоторых женщин в жилище даже встречались зоны, отведённые специально под косметику. Бездомные ею не пользовались, но им было важно обладать этими "нормальными" вещами для создания уюта.
Заработки у бездомных женщин могут быть мелкими и непостоянными. Так, некоторые заводят дружбу с владельцами лавок на рынках и помогают им с уборкой — чаще за еду. Также женщины нередко занимаются попрошайничеством: одна из информанток рассказала, что именно так во время беременности она могла заработать 1–1,5 тыс. рублей в день.
По словам представителя "Ночлежки" Даниила Александрова, статистики бездомности за 2020–й, "пандемийный" год ещё нет. Об изменениях пока рано говорить и по мнению Михаила Калашникова, координатора благотворительных программ "Мальтийской службы помощи". Но уже сейчас из наблюдений ясно одно: вирус ударил по бездомным сильно.
"Бездомность в коронавирус — болезненная тема. Начиная от самоизоляции (как бездомным это сделать?) и заканчивая медицинской помощью. Количество бездомных уже увеличилось, это подтверждают НКО. Связано это с закрытием предприятий на время карантина. Например, мигранты приехали на стройку, а её заморозили. Чем платить за съём жилья? А границы закрыты, домой не вернуться. Одна моя информантка родом из другого государства снимала жильё и работала на себя. И вот ей пришлось закрыть свой бизнес и обратиться к волонтёрам. Также на фоне пандемии обострилась проблема домашнего насилия. А именно оно — одна из причин, по которой женщины вынуждены покинуть дом", — подводит итог Евгения Кузинер.
“
Я бы сказала, что среди студентов интерес к темам, которые так или иначе затрагивают гендерный вопрос, был всегда. Но можно сказать, что раньше заинтересованность проявлялась в меньшей степени. Правда, речь не про последние 5 лет, а по крайней мере про лет двадцать. Думаю, всё это связано с поколенческим сдвигом. Вопросы производства различий и неравенства интересуют молодых. Конечно, это связано с женской эмансипацией и феминистской повесткой, в которую включается образованная молодёжь. Причём сами темы их исследований могут звучать нейтрально, но внутри них будет изучаться, например, вопрос о гендерных режимах. Многие студенты исследуют специфический женский опыт — например, в вопросе той же бездомности. Исследований о бездомных женщинах практически нет, а молодёжь чувствительна к такой "непредставленности". К тем, кто оказывается "исключённым" в широком контексте — и в гендерном аспекте в том числе.
Надежда Нартова
Старший научный сотрудник центра Молодёжных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге
“
Пандемия сильно ударила по бездомным людям. К автобусам, медпунктам, ночным приютам, где мы вели медицинский осмотр, приходило в 1,5–2 раза больше пациентов. Мы регистрировали колоссальные, рекордные цифры по осмотрам. Делали больше перевязок, выдавали больше лекарств. В период коронавируса у многих не было доступа к амбулаторной медицинской помощи. Пациенты не могли получить консультацию врача. Кто–то терял работу и не мог купить лекарства — это касалось не только бездомных, но и малоимущих людей. Спрос возрос на всё, что можно получить экстренно и бесплатно на улице: начиная от тарелки супа и заканчивая бинтами и хлоргексидином.
Сергей Иевков
Основатель проекта "Благотворительная больница"