Власти Петербурга вновь реанимировали проект магистрали №49, которая должна разгрузить Приморский проспект около "Лахта Центра" и обеспечить подъезды к зоне масштабной жилой застройки. У проекта есть потенциальный инвестор, но его реализацию задерживает решение земельных вопросов.
Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА) выпустил два распоряжения о подготовке проектов планировки территории (ППТ) для строительства продолжения Суздальского шоссе от дороги в Каменку через ЗСД до Приморского проспекта в Ольгино. Данный проект известен как магистраль №49 (М-49). Он заложен в генплане, и город неоднократно подступался к его реализации, но каждый раз его откладывали.
Магистраль была запроектирована ещё в 2011 году. На тот момент её сметная стоимость составляла 5,5 млрд рублей. В 2012 году был объявлен конкурс на строительство трассы с начальной ценой 6,49 млрд рублей. Однако в 2013 году его отменили. Это связывали с необходимостью сосредоточить все ресурсы на подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года.
В 2016 году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что магистраль №49 построят за счёт инвестора. На тот момент она оценивалась уже в 7,8 млрд рублей. В 2017 году город подписал соглашение с Евразийским банком развития (ЕАБР), который обязался инвестировать в проект 14 млрд рублей. При этом речь шла о том, что трасса станет платной. Впоследствии рассматривались и другие схемы финансирования, не предполагающие взимания платы с водителей.
В 2017 году комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) провёл конкурсы на подготовку ППТ для двух участков М-49. Контракты на 38,4 млн рублей выиграл НИПИИ "Севзапинжтехнология". На текущий момент институту заплатили чуть более 20 млн рублей, но контракты не закрыты. При этом в конце 2019 года КГА отменил свои распоряжения о подготовке ППТ.
О проблемах, связанных с земельными вопросами, стало известно в апреле 2020 года. Как сообщил глава муниципального образования "Лахта-Ольгино" Павел Богданов, выяснилось, что магистраль частично пересекает границы лесов Курортного лесопарка. В этом случае требуется компенсационное озеленение.
"Продолжается проработка"
На текущий момент проект магистрали №49 вновь актуален, подтвердили dp.ru в КРТИ, который выступает заказчиком ППТ, и в комитете по инвестициям. "Профильными ИОГВ продолжается проработка вопроса по строительству магистрали М-49 на участке от Приморского шоссе до транспортной развязки с Западным скоростным диаметром со строительством путепроводной развязки через железнодорожные пути Сестрорецкого направления с подключением к Приморскому шоссе и участка Суздальского проспекта от дороги в Каменку до Планерной улицы", — заявили в последнем.
Более того, от проекта не отказался и потенциальный инвестор. "Евразийский банк развития подтверждает свою заинтересованность в участии в проекте строительства трассы М-49. В случае его реализации EАБР готов принять в нём участие. Мы ожидаем актуализации правительством Санкт-Петербурга проектной документации и формирования соответствующих земельных участков", — сообщил dp.ru руководитель дирекции по транспорту и инфраструктуре EАБР Тимур Абдуллаханов.
В КРТИ отметили, что окончательная финансовая модель проекта пока не определена. Потребуется ли перерабатывать проект 2011 года, в комитете не ответили.
Дорога к новостройкам
Одной из наиболее заинтересованных сторон в реализации данного проекта является компания "Главстрой Санкт-Петербург", чей строящийся ЖК "Юнтолово" расположен на примыкающей к будущей трассе территории. Компания планирует построить 2,2 млн м2 жилья, но подъехать к нему пока можно лишь по двухполосной Коннолахтинской дороге.
Девелопер заявил, что внимательно следит за реализацией проекта. При этом сама компания в нём не участвует. "Наше участие в строительстве М-49 на данный момент с городом не обсуждалось", — сообщили в "Главстрой Санкт-Петербург".
Заплатите за проезд
Одновременно с М-49 в Петербурге и Ленобласти начали актуализировать и другие проекты платных дорог. Так, в Смольном заявили, что приступают в 2021 году к строительству первого этапа Широтной магистрали скоростного движения. А председатель дорожного комитета Ленинградской области Денис Седов на днях рассказал о проектировании транспортного обхода Мурино. По его словам, областные власти готовы вернуться к идее сделать дорогу платной для всех, кроме местных жителей.
Это происходит на фоне обсуждения на федеральном уровне перехода к плате за проезд по всем дорогам общего пользования. Так, в начале сентября Минтранс подготовил проект обновлённой транспортной стратегии, предусматривающий "переход к 2035 году к платности для всех категорий пользователей автодорог, включая дорожную сеть в городских агломерациях", — сообщали в министерстве.