Вторая волна коронавируса смывает веру в восстановление мировой экономики, но Россия надеется стать исключением
Усидеть на двух стульях оказалось сложно. Как бы ни старались власти крупнейших государств ограничиться точечными мерами без существенного урона экономике, получается это пока плохо. Число заболевших только растёт, что заставляет включать в арсенал всё более жёсткие решения. В Европе, где побиты весенние рекорды, наибольшей популярностью пользуется комендантский час, также закрывают школы, кафе и рестораны, спортивные и развлекательные заведения. Отдельные страны (Франция, Германия) уже вводят "облегчённые" версии локдауна.
ЕС углубляет дно
В какую сумму это обойдётся экономике ЕС, пока оценить сложно. Вряд ли отделаются легко. Глава ЕЦБ Кристин Лагард на днях заявила, что из–за новых карантинных ограничений ВВП еврозоны сократится не на 5%, как это прогнозировалось ранее, а на 8–12%. Хотя и паники пока нет. Предварительный индекс PMI Services за октябрь продемонстрировал умеренный спад ожиданий в сфере услуг: 46,2 пункта против 26,4 в марте и 12 в апреле. Индекс обрабатывающей промышленности в еврозоне вышел лучше ожиданий (54,4 пункта, что говорит о росте).
В США уже третий месяц подряд настроения заметно получше. PMI Services поднялся аж до 56 пунктов. Промышленный PMI Manufacturing вырос до 53,3.
"Всё большее число компаний в сфере сервиса адаптировались к жизни с COVID–19, в то же время производители продолжают сообщать о стабильном росте спроса со стороны домохозяйств и предприятий", — объясняют в IHS Markit (готовит индекс PMI).
Да, заболеваемость в Штатах сейчас тоже бьёт рекорды, но процесс идёт плавно, а графики не выглядят так остро, как в Европе. Даже выборы, кажется, перестали восприниматься как фактор риска: кто бы ни победил, свежих денег экономике всё равно пообещали (от $1,8 трлн до $2,2 трлн).
Россия улучшает прогнозы
Хотя в России ситуация с вирусом немногим лучше европейской, власти сохраняют спокойствие. Необходимости в новых мерах поддержки бизнеса правительство не видит. А Центробанк не только не ухудшил, а даже на полпроцента улучшил прогноз по спаду годового ВВП (до минус 4–5%). Отчасти это связано с переоценкой нефтяных цен (с $38 до $41 на 2020 год за Urals). Отчасти — с оптимизмом по поводу потребительской активности.
"В отраслях внутреннего спроса объём финансовых потоков остаётся выше докризисного уровня, указывая на продолжение постепенного восстановления деловой активности", — указывают эксперты ЦБ в самом свежем мониторинге финпотоков от 26 октября. Влияние фактора пандемии пока что оценивается в аналитической записке как "умеренное".
Экономисты "Ренессанс капитала" даже такую оценку считают консервативной и исходят из годового спада на 3,3%. "Наиболее чувствительными к введению новых ограничений и возможному росту склонности населения к сбережению на фоне роста неопределённости являются сферы услуг и непродовольственной торговли. Но они, на наш взгляд, уже адаптировались к новым реалиям дистанционной работы, в связи с чем мы не ожидаем столь существенного спада в этих отраслях. Вместе с тем сокращение активности потребления до конца года может компенсироваться интенсификацией государственных расходов", — объясняет Софья Донец, экономист по России и СНГ "Ренессанс капитала".
"Да, на фоне падения в развитых странах показатели России выглядят не так катастрофически, но необходимо учитывать более высокую долю сектора услуг и малого и среднего бизнеса в этих странах, особенно пострадавшего от карантинных ограничений, более высокую долю пожилых людей и плотность населения в целом, а также тот факт, что эти страны в последние годы росли быстрее российской экономики", — добавляет Дмитрий Плеханов, эксперт Института комплексных стратегических исследований.
В свою очередь, в Альфа–Банке смотрят на IV квартал с пессимизмом. Как пишет его главный экономист Наталия Орлова, сейчас власти располагают куда меньшими возможностями для поддержки экономики по сравнению с весной. "Во–первых, учитывая, что страны с развивающимися рынками взяли паузу в цикле понижения ставки и курс рубля находится под давлением из–за предвыборной кампании в США, ЦБ не сможет снизить ключевую ставку. Что касается федерального бюджета, то рост расходов по итогам года либо останется на уровне 25% год к году, как в сентябре, либо замедлится. Даже если правительство введёт дополнительные меры социальной поддержки, их эффект в IV квартале будет ограничен. В результате остаётся рассчитывать только на то, что введения жестких карантинных мер удастся избежать", — указывает Орлова.
Петербург болеет на ногах
Судя по динамике расходов петербургских потребителей Tinkoff Corona Index, вторую волну город пока переносит без крупных потерь. В октябре расходы на рестораны начали сокращаться, но ситуация не выглядит критичной (–18% против –60% в начале лета). Фастфуд даже вырос (+10%). Больше всего вторая волна пока что бьёт по индустрии развлечений — она смогла восстановиться в августе, но сейчас спад вновь достиг 55% по отношению к прошлогоднему уровню. В то же время туристический бизнес (отели, авиабилеты) выраженной негативной динамики в октябре не продемонстрировал — там ситуация и летом сильно не улучшалась, а сейчас сезон уже закрывается.
В целом спад оборотов петербургских предприятий, работающих с Tinkoff, в октябре составлял порядка 4%, хотя ещё в начале июня выручка была на 20–30% ниже 2019 года.
"Неплатежи есть, они растут, наблюдается замедление в расчётах с компаниями, кредитное плечо и товарный кредит возрастают, а значит, растут и риски дефолтов, — оценивает ситуацию к.э.н. Александр Щелканов, доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ. — Но, с другой стороны, меры поддержки действительно оказали позитивное влияние и позволили удержать персонал, мораторий на банкротства стимулировал продолжение деятельности. Весной это был шок для всего бизнеса, не только из–за локдауна, но и из–за разрыва цепочек поставок. Сейчас компании уже перестроились".
Перестраиваются и потребители. "Петростат" уверяет, что, несмотря на сложности, их зарплаты не упали. За январь–август номинальные зарплаты в Петербурге выросли на 3,1%, а реальные — удержались в плюсе на 0,3%. В компании HeadHunter отмечают, что высокий спрос сейчас есть на линейный персонал, на курьеров: многие сотрудники из–за пандемии вернулись в родные регионы, создав дефицит на рынке труда. Из–за этого средние предлагаемые зарплаты выросли: 49 500 рублей в октябре 2020–го вместо 47 000 рублей годом ранее. Однако в целом по рынку соискатели чувствуют себя неуверенно.
"Во II квартале мы отмечали максимальное за 3 года снижение индекса самочувствия соискателей. В III квартале ситуация немного улучшилась, однако по–прежнему в Петербурге этот показатель один из самых низких в стране. Петербуржцы наравне с москвичами хуже оценивают стабильность своего рабочего места и более негативно, чем жители других регионов, видят перспективу ближайшего трудоустройства. В связи с этим наш регион лидирует в рейтинге по такому пункту, как снижение заработной платы ради получения желаемой позиции", — говорит Екатерина Скляренко, руководитель отдела маркетинга HeadHunter по Северо–Западу.
Доцент департамента менеджмента ВШЭ Елена Кудрявцева считает, что ответ потребителей на ухудшение финансового положения полноценно проявится к весне.
"Экономика — штука инертная, особенно что касается потребительского сегмента, — говорит Кудрявцева. — Там нет таких мгновенных реакций: если люди копили и откладывали на что–то очень нужное, они всё равно это купят. Многие рассуждают так: если сейчас не купишь, то потом денег уже точно не будет. К Новому году эти идеи закончатся. Ужаса мы не увидим, обвала мы не увидим, город очень большой, в него приезжают новые люди. Но когда к весне всем станет понятно, что это не временно, а всерьёз и надолго, что это новая реальность, — потребители начнут реально перестраиваться".