Петербург полюбился айтишникам. Но столицей индустрии всё равно остаётся Москва.
Хорошая новость для петербургских программистов. За наиболее опытными специалистами по финтеху скоро может начать охоту крупнейший французский банк BNP Paribas.
На прошлой неделе его IT–подразделение BNP Paribas Technology LLC подписало договор аренды в ТК "Невский центр". Головной офис компании остаётся в Москве. Но в Петербурге компания хочет занять 555 квадратных метров — учитывая популярность гибридных режимов в сфере IT, штат вполне может составить до сотни программистов.
Что такое сотня программистов для городской экономики, да еще и в банковской сфере? Ничем не хуже, чем новый завод, — а в чём–то даже и лучше, учитывая производительность труда. Зарплаты в IT–подразделениях банков уже приближаются к 400 тыс. рублей для опытных специалистов и порядка 100 тыс. — для начинающих.
Причём, поработав на французов сегодня, через пару лет бывшие студенты смогут попросить минимум раза в два больше уже в другой компании. Вот только хорошо, если она будет тоже из Петербурга.
В этом, увы, отличие IT–офиса от завода с его средствами производства. Айтишник — "имущество движимое". И если ему что–то не понравится, он легко может отправиться в головное подразделение своего работодателя в Москве или даже в Париже.
Чтобы удерживать эти кадры, мало специальных льгот (хотя после федерального налогового манёвра Петербург потерял даже это преимущество) — нужно создавать комплексную среду, от креативных пространств до полноценного брендирования, чтобы удерживать имидж новой IT–столицы. Не похоже, чтобы в городском правительстве серьёзно занимались этим вопросом. Разрозненные инициативы есть, воли бороться — не видно.
В итоге пока что наш IT–кластер остаётся в тени московского. Так же как Новосибирск или Томск, Петербург играет роль второго плана — дополнительного рынка, где можно найти программистов (вопрос даже не в деньгах, просто в наличии опытных людей). А ядро разработки, деловые связи и процессы чаще остаются в Москве. Именно по такой схеме собирается выстраивать работу BNP Paribas.
Но даже и банк ВТБ, прописанный на Большой Морской улице, свою цифровизацию проводит из столицы, оставляя невским берегам роль дополнительного офиса.
Не менее интересно и глобальное значение заключённой сделки. Идея разместить своё IT–подразделение в России пришла французам относительно недавно. BNP Paribas Technology LLC зарегистрировано в январе 2020 года.
Логика бизнес–решения кажется беспроигрышной. Российский финтех объективно опережает европейский на пару лет, у нас относительно дешёвые кадры, но при этом — с огромным опытом в сфере. Ходят анекдоты, как индийские фрилансеры осваивают кириллицу, чтобы мимикрировать под русских Ивановых, — настолько хороша репутация наших специалистов на мировых рынках.
Если бы не геополитические разногласия, Россия вполне могла бы занять эту нишу в производственных цепочках. Конечно, претендовать на "европейскую Кремниевую долину" не стоит, но хотя бы можно поконкурировать с Польшей (сохранив нацвалюту, страна удержала стоимость труда и в своё время стала центром аутсорса для ЕС и Британии). Все рецепты для этого известны. Понятное дело, что и Петербург в такой схеме вполне мог бы отстаивать своё право считаться "окном в Европу" — на этот случай уже цифровым.
Вот только для России суверенное право творить внутреннюю политику и собирать ренту с ресурсов оказалось важнее международного партнёрства.
И всё–таки экономику не обманешь — нет–нет да жизнь возвращает нас к такой возможности, давая и Петербургу шанс побороть статус столичного города с провинциальной судьбой. Осталось начать действовать.