Сегодня пациенты идут за деньгами: как правило, в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) никаких собственных решений россияне не принимают, так как их маршрутизация предопределена и субъектности практически не предполагает. Полноценного внедрения принципа "деньги следуют за пациентом", который в своё время был провозглашён Минздравом, в текущей ситуации не происходит.
В соответствии с законодательством РФ каждому гражданину предоставляется бесплатное медицинское обслуживание по полису ОМС. Однако бесплатным оно является лишь условно, по факту каждый работающий россиянин ежемесячно из своей зарплаты отчисляет на лечение достаточно приличную сумму, которая направляется в систему ОМС. Как уточнил Александр Солонин, генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга", отчисления работодателя составляют 5,1% от заработной платы сотрудника.
"Со здравой точки зрения бесплатной медицинской помощи не существует. Все медицинские организации имеют источники финансирования, которые формируются так или иначе за счёт граждан: бюджетное финансирование — это наши налоги, ОМС — социальные взносы, ДМС — добровольные страховые взносы работодателя или гражданина, а также оплата медуслуг гражданами через кассу медицинской организации. Поэтому абсолютно разумно полноценное внедрение принципа “деньги следуют за пациентом”, который в своё время был провозглашён Минздравом", — комментирует Александр Солонин.
Планировалось, что доходы Территориального фонда ОМС СПб в 2020 году составят 119 млрд рублей, из которых 18,4 млрд должно быть выделено из бюджета Петербурга.
На каждого застрахованного по ОМС норматив на оказание бесплатной медицинской помощи в Петербурге составит 18 974 рубля.
В соответствии со ст. 21 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданин имеет право на выбор медицинской организации. Принцип прикрепления к поликлинике по месту регистрации отменён. Никаких объяснений по поводу смены поликлиники не требуется, считают в комитете здравоохранения Санкт–Петербурга. Таким образом, каждый гражданин РФ, застрахованный по ОМС, имеет право один раз в год поменять поликлинику.
Возможность раз в год поменять поликлинику — действительно достижение, десятилетие назад россиянам и это было недоступно. Однако в другое медучреждение по полису ОМС без направления врача в течение этого года он не может обратиться — за альтернативную консультацию или лечение даже в поликлинике своего района ему придётся дополнительно заплатить из собственного кармана.
Немного не так
Многие петербуржцы верят, что по полису ОМС им обязаны вылечить абсолютно всё. Но это мнение ошибочно. Ряд медицинских услуг этот полис не покрывает.
В частности, в стоматологической поликлинике у пациентов нет права требовать бесплатного протезирования зубов. "Стоматологические услуги по зубопротезированию — в том числе и имплантация зубов, а также ортодонтическое лечение взрослых — не включены в программу и оплачиваются за счёт личных средств граждан", — комментируют в ТФОМС Санкт–Петербурга.
Бюджетные медицинские учреждения могут также взимать оплату за оказание плановой медицинской помощи в более быстрые сроки и применение медицинских материалов более высокого качества, чем предусмотрено программой госгарантий. В бесплатные медицинские услуги по полису ОМС не входит также создание для пациента более комфортных условий получения медицинских услуг.
Совсем не бюджетно
В итоге, по данным ТФОМС, 30% россиян доплачивают за лечение в государственных медицинских учреждениях. При этом зачастую платное лечение в бюджетной поликлинике или больнице значительно превышает суммы, которые пациент мог бы заплатить частной медицинской организации. Например, по данным Единого центра записи на МРТ и КТ в Санкт–Петербурге, компьютерная томография грудного отдела позвоночника в частном диагностическом центре "ЛДЦ МИБС" стоит 2,7 тыс. рублей, а в государственном бюджетном учреждении "Городская Александровская больница" за это же исследование нужно заплатить 3,8 тыс. рублей. Если же пациент обращается в госмедучреждение не одноразово, а хочет получить комплексное лечение, то нередко разница в итоговом тарифе по сравнению с частными клиниками может быть намного выше.
"Такая ситуация действительно часто встречается, — подтверждает Дмитрий Балин, главный стоматолог группы клиник “СОГАЗ Медицина”. — Это происходит из–за “дробления” услуг, которое обычно используют в государственных медицинских учреждениях. Приведу пример из сферы стоматологии. Предположим, пациенту надо поставить коронку. Он сравнивает цены и понимает, что за услугу “Установка коронки” в государственной поликлинике он сможет заплатить меньше. Но по завершении лечения, которое обычно не заканчивается одним визитом к врачу, итоговая стоимость становится для него либо такой же, как была бы в частной стоматологии, либо выше".
Вопреки рекомендациям
По мнению большинства топ–менеджеров петербургских частных клиник, платные услуги в бюджетных медучреждениях, которые практикуются уже долгое время, негативно влияют на лечебный процесс.
"Коммерциализация госсектора фактически стимулирует коррупцию, делая привлекательным перевод бесплатных услуг на хозрасчёт, — говорит главный врач петербургской офтальмологической клиники “Я вижу” Виталий Авалиани. — Нередко пациенту приходится ждать какую–либо процедуру несколько недель, если не месяцев, при этом предлагается сделать ту же процедуру за деньги в любое время". По словам эксперта, фактически бюджетное учреждение, оказывающее платные услуги, начинает конкурировать с частными клиниками. И эта конкуренция нечестная, так как частный медсектор платит за оборудование, помещение, зарплату врачам, а госмедучреждение устанавливает тариф исходя из своих соображений.
В комитете по здравоохранению пояснили, что порядок определения цен на услуги, предоставляемые бюджетными и казёнными государственными учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. "Но только порядок, а не сами цены, — подчёркивают в ведомстве. — Например, подведомственные комитету учреждения должны устанавливать цены на медицинские услуги с учётом покрытия издержек на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20%". Но это только рекомендация. В действующем же законодательстве нет ограничений по доле коммерческой выручки в общем обороте медучреждений в госсекторе, поэтому динамика их объёма услуг и доходов год от года растёт.