В Петербурге стало больше зрелых стартапов, но число молодых проектов резко уменьшилось
Согласно исследованию Startup Barometer 2020, количество петербургских проектов, находящихся на этапе масштабирования, возросло с 3% в 2019 году до 22% в 2020–м. Также стало больше стартапов, показывающих стабильное развитие и ищущих новые направления роста: их доля увеличилась с 9 до 14%.
Эксперты считают, что это связано с последствиями пандемии. Как отмечает управляющий партнёр акселератора Future Technologies университета ИТМО Алексей Соломатин, стартапы, связанные с организацией дистанционных форматов обучения, сервисы по организации видеосвязи, сервисы доставки, e–commerce и многие другие IT–компании, позволяющие людям работать удалённо, выросли в 2020 году на 200–300%.
"Более сформированные команды, которые получили рыночную выгоду в условиях пандемии, начали расти и выходить на новый уровень. Скорее всего, это те стартапы, спрос на услуги которых в условиях пандемии стал существенно выше", — считает эксперт.
При этом нельзя не отметить резкое уменьшение доли проектов, находящихся на стадии наличия MVP (минимально жизнеспособного продукта) и первых продаж. В 2020 году она упала с 68 до 42%.
Алексей Соломатин уверен, что и тут виновата пандемия. По его мнению, повлиял тот фактор, что встречаться и общаться участникам команд проектов на ранних стадиях стало намного тяжелее.
Увеличение доли зрелых проектов может привести к активизации инвесторов в регионе. Директор бизнес–инкубатора "Ингрия" Елизавета Уросова сообщает, что "взрослые" стартапы инвестиционно более привлекательны. По её словам, большинство фондов перепрофилировались и инвестируют только в зрелые проекты с понятной работающей бизнес–моделью.
Руководитель исследовательского проекта "Барометр" Ольга Сладкова подчёркивает, что стадия развития проекта не всегда соответствует уровню подготовки компании к привлечению инвестиций. То есть само по себе "взросление" компаний не гарантирует финансовые успехи. Уровень подготовленности российских проектов к инвестициям больше половины инвесторов оценивают как средний, сообщает Ольга Сладкова.
"Многие предприниматели, претендующие на инвестиции, не знают, какой нужно быть компанией, чтобы привлечь капитал, как подготовиться к диалогу с инвестором, как осуществить процесс сделки. Поэтому неудивительно, что уровень российских проектов инвесторы оценивают ниже среднего. 35% инвесторов считают, что большинство российских проектов не готовы и не упакованы для инвестиций", — говорит она.
При этом эксперты полагают, что инвестиционно привлекательным стартап делают три вещи: экспертность основателя и/или команды, "упаковка" проекта и наличие некоторых специфических факторов. К последним могут относиться, например, большой объём вложенных собственных средств. Или более высокая эффективность работы по сравнению с конкурентами за счёт внедрения продвинутых технологий. Или снижение косвенных расходов благодаря выстроенной работе с партнёрами.
Опрошенные "ДП" представители акселераторов уверены, что готовых стартапов на рынке мало. По их мнению, большинству компаний необходима существенная доработка бизнес–модели, прежде чем они смогут полноценно функционировать.
По общей оценке Технопарка Санкт–Петербурга (куда входит акселератор "Ингрия"), каждый год в городе появляется около 3 тыс. инновационных проектов. Только треть из них доживает до момента поиска инвестиций для масштабирования работающей бизнес–модели. На рынке венчурного инвестирования и вовсе принято считать, что 90% стартапов умирает.
"Стартап–культура и по России, и по Петербургу не очень высокая. Прорывных, новых, уникальных проектов, продуктов, идей небольшое количество. Многие пытаются скопировать продукты уже существующих технологических гигантов, добавив к ним, на их взгляд, уникальную фичу. Или делать продукты, которые не особо востребованы у целевой аудитории, так как потребности нет либо она уже закрыта другим способом", — откровенно высказывается директор iDealMachine Елена Силинская.
По мнению Ольги Сладковой, ещё одна причина, по которой акселераторы не всегда замечают подходящие стартапы на рынке, состоит в том, что чем более зрелым становится стартап, тем менее он заинтересован в привлечении инвестиций и прохождении акселерационных программ.
"С момента создания MVP и первых продаж основными источниками финансирования становятся выручка от продаж или средства собственного капитала. Причём чем выше стадия, тем чаще это выручка от продаж. Это говорит о том, что стартапы стараются развиваться за счёт внутреннего финансирования, — отмечает исследователь. — Все эти факторы могут создавать впечатление отсутствия их на рынке". Впрочем, большинство экспертов считают, что вне зависимости от смены соотношения "спелых" и "зелёных" стартапов тенденция общего роста сохранилась, даже несмотря на пандемию. "Совершенно чётко могу сказать, что в Петербурге растёт количество IT–проектов каждый год и каждую неделю. В целом в стране появляется всё больше IT–предпринимателей и стартапов", — подчёркивает представитель Фонда развития интернет–инициатив Дания Шумилкина.