Интервью с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андреем Бочкаревым.
Власти Москвы в отличие от Петербурга на пике пандемии решили остановить строительство жилья. Для десятка тысяч дольщиков это было нервное время. Была ли оправдана данная мера, и может ли она повториться, если вторая и третья волны будут страшнее первой?
— Ограничительные меры, введённые весной в столице, преследовали основную цель — сохранить здоровье и жизни людей, в том числе, и строителей. Меры вводились, исходя из реальной ситуации, которая была в Москве, и рекомендаций Роспотребнадзора.
Прогнозировать и предсказывать возможные будущие меры не берусь. На данный момент, как известно, никаких дополнительных ограничений, помимо уже действующих, в Москве принимать не планируется. Ситуация кардинально отличается от той, что была весной, в первую очередь, потому, что и врачи готовы, и запас коечного фонда создан, и сами москвичи ответственнее относятся к соблюдению санитарно-эпидемиологических правил. Экономика не должна страдать, а в особенности такой её важнейший сектор, как строительство, являющийся драйвером развития города.
Более того, хочу напомнить, что даже весной Сергей Семенович Собянин принял очень непростое, но стратегически важное для Москвы решение — ключевые городские стройки не останавливать — мы продолжали реализовывать и программу реновации, и вести подземные работы в метро, и возводить объекты здравоохранения, что на тот момент было задачей номер один.
Читайте также:
Спецпроекты
Итоговый проект DP.RU: "Итожа двадцатый"
Что касается жилья, то, конечно, ограничения в работе большинства стройплощадок из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции вызывали опасения. Но, поскольку правительство Москвы уже давно поставило себе цель работать на опережение и смотреть на несколько лет вперёд, большое количество объектов в высокой степени готовности позволит нам обеспечить план ввода 2020. На сегодня в столице введено 3,2 млн квадратных метров жилья при годовом плане в 3,6 млн "квадратов". Уверен, что за оставшиеся месяцы мы достигнем плановой цифры. Кроме того, хочу отметить, что случившаяся весной пауза в фактическом ведении работ вовсе не означала полную остановку всех процессов. Многие объекты были достроены еще до локдауна, а документы на ввод, благодаря огромной работе, которая ведётся в Москве по цифровизации строительной отрасли, застройщики получали в электронном виде. Поэтому ввод жилья в эксплуатацию не прекращался.
Льготная ипотека привела к резкому росту цен на жильё. Сейчас даже звучат мнения, что польза льготной ставки с точки зрения покупателей сошла на нет: квартиры стали слишком дорогими, ажиотаж постепенно спадает. Сможет ли рынок каким-то образом преодолеть этот негативный эффект и сбалансироваться? Какие ещё меры поддержки, помимо пониженной ставки, помогут отрасли прямо сейчас?
— Не хочу давать ни оценку, ни прогнозов рынку недвижимости. Причин, влияющих на него, много. Причём, часть из них лежит не в строительной сфере, а просто в желании людей улучшить свои жилищные условия. Но усилия Правительства РФ, направленные на снижение ставки ипотеки, безусловно, повлияли на рынок ипотечного кредитования и восстановление спроса.
Коронакризис привёл к повальному сокращению бюджетов, пересмотру госконтрактов и отказу от ряда знаковых инфраструктурных проектов. В Петербурге, например, пришлось перенести сроки строительства четвёртой линии метро. Как кризис 2020 года отразился на финансировании строительства объектов в Москве?
— Строительная отрасль Москвы создаёт порядка 19% ВРП, это серьёзный вклад в экономику города. На каждый бюджетный рубль, вложенный в строительство инфраструктуры, город получает три рубля частных инвестиций. Строительный комплекс обеспечивает работой порядка 1 млн человек — специалистов отрасли и смежных отраслей, генерирует новые рабочие места в Москве. Учитывая всё это, ни от одного инфраструктурного проекта, кардинально влияющего на жизнь города и горожан, мы не отказались.
А уж что касается метро, то для столицы это приоритетный проект. Поэтому даже в текущих условиях мэром Сергеем Собяниным принято решение не только не притормаживать работы, а напротив — ускорить строительство подземки. Метро для Москвы — больше, чем просто транспорт — это объект жизнеобеспечения, без которого город просто встанет. 70% москвичей предпочитают другим видам транспорта именно метро.
Задача, поставленная мэром, — к 2025 году завершить удвоение протяженности подземки и обеспечить станциями в пешей доступности не менее 90% москвичей. Только в этом году мы уже открыли 6 новых станций и до конца года завершим строительство ещё трех. В Адресной инвестиционной программе Москвы на 2021–2023 годы заложены средства на сооружение ещё более 58 км линий, 25 станций метро и четырех электродепо.
Сейчас вновь стал актуальным вопрос с площадками для лечения больных коронавирусом. Какие сложности были в Москве с поиском площадок для строительства стационаров и инфекционных центров? Что легче и предпочтительнее для вас — строить с нуля или переоборудовать старые больницы, другие подходящие для этого помещения?
— Действительно, ещё весной в Москве был оперативно создан запас коечного фонда. И вопрос здесь не в том, что легче, а в том, что необходимо.
Ключевую роль в этом сыграл не столько Стройкомплекс, сколько Комплекс социальной политики, чьи специалисты непосредственно курировали переоборудование медучреждений под новые нужды и ввод временных инфекционных центров.
Что касается строителей, то в самое тяжёлое время, на старте распространения вируса, мы совершили невозможное — за месяц с нуля в чистом поле построили капитальный инфекционный центр на 800 коек, оборудованный по последнему слову медицинской техники и полностью приспособленный для борьбы с новой вирусной инфекцией. Сегодня это одно из ведущих медицинских учреждений этого профиля в столице.
Активное жилищное строительство в Москве поддерживается развитием транспортной инфраструктуры. Петербург в этом плане безнадёжно отстаёт. Одни из крупнейших подрядчиков города — ЗАО "Пилон" и Метрострой — находятся в предсмертном состоянии. На этом фоне велись разговоры о возможном приходе московских подрядчиков на петербургский рынок. По вашему мнению, вероятны ли такие сценарии? Справятся ли компании с московскими объектами, если начнут массовый переезд в Петербург?
— В Москве, как я уже сказал, реализуется масштабная программа метростроения, все имеющиеся силы брошены на её реализацию. В то же время московские метростроевцы получают немало предложений из разных городов и даже стран строить метро. Единый оператор строительства московского метро — городская компания "Мосинжпроект" — входит в сотню крупнейших инжиниринговых компаний мира и наработала колоссальные компетенции. По соотношению цена — качество — сроки, мы способны конкурировать с европейскими и азиатскими подрядчиками. Так что метростроители Москвы открыты для предложений.
В Москве по программе реновации построили уже около 70 домов. У нас в Петербурге в этом году только лишь снесли первую хрущёвку. На ваш взгляд, можно ли применить московский опыт в Северной столице, чтобы ускорить реновацию?
— Универсального рецепта для всех не существует. Каждый город, в том числе, и Москва, и Петербург, имеют свои особенности. О том, почему в Москве программа активно пошла, можно говорить в силу целого ряда причин. В первую очередь, потому, что ещё до старта программы реновации мы уже наработали колоссальный опыт, реализуя "старую" программу сноса пятиэтажек первых серий панельного домостроения. В новые квартиры мы переселили более 200 тысяч москвичей, снесли почти 1800 хрущевок, в которых они жили, и построили на их месте новые дома. Уже тогда это была реновация в чистом виде — просто никто её так не называл. То есть у нас был опыт, была профессиональная команда. Во-вторых, чтобы начать переселение жителей, мы привели к высоким стандартам реновации уже готовые дома, которые город строил за свой счёт по иным программам. Кстати, подобрать свободные пятна под застройку было крайне непросто, особенно в центре города. Сложность ещё и в том, что у нас реновация предусматривает не точечную застройку, а комплексную, с инфраструктурой и благоустройством, плюс мы гарантировали москвичам сохранение района проживания. Так что слепо копировать московский опыт было бы, наверное, неправильно. Опираться надо на свою специфику.
В скором времени у Петербурга может появиться своё "Зарядье" — "Тучков Буян". Ознакомились ли с проектом победителя архитектурного комплекса? Что можете о нём сказать?
— По опыту парка "Зарядья" — уникального парка, созданного нами в историческом центре Москвы на месте снесённой гостиницы "Россия" — могу точно сказать: такие проекты приносят городу только плюсы, повышают его туристическую привлекательность. Всего за три года "Зарядье" вошло в топ-5 достопримечательностей Москвы, парк стал новой визитной карточкой не только столицы, но и России, одной из самых посещаемых достопримечательностей. Более того — это яркий пример грамотной организации общественного пространства в самом "сердце" мегаполиса, с сохранением исторической идентичности прилегающих улиц. Мы ведь не только парк построили, но и отреставрировали и благоустроили Варварку и переулки, Москворецкую набережную.
Судя по стремительному появлению проектов платных трасс в крупных городах в скором времени будет всё меньше общедоступных дорог. Будущее — за платными трассами?
— Москва за свой счёт построила за последние 10 лет более 1000 километров городских дорог. Мы полностью реконструировали 15 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД, — общедоступные, бесплатные для всех. В течение ближайших трёх лет построим ещё порядка 270 км дорог, в том числе завершим самый грандиозный дорожный проект — 4 новые хордовые магистрали (Северо-Западная хорда уже готова, Северо-Восточная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада в активном строительстве) — скоростные, многополосные, бессветофорные.
Что касается появления платных трасс, то это общемировой тренд, и его, конечно, не избежать таким мегаполисам, как Москва и Петербург. Но альтернатива всегда должна быть.
Дефицит земли — актуальная проблема для петербургских застройщиков. Как обстоят с этим дела в Москве?
— Для Москвы это актуальная проблема, особенно в исторической части города с плотной застройкой. Но главный градостроительный курс у нас — полицентрическое развитие с созданием точек роста в срединной и периферийной частях города, комплексное и сбалансированное развитие этих районов. Им и основной приоритет. Речь идёт не только о Новой Москве — огромной территории, где много свободных участков под застройку, и которая обладает высокой инвестиционной привлекательностью для девелоперов, но и бывшие заброшенные промзоны в "старой" части города. Сегодня они успешно осваиваются застройщиками — за последние 10 лет в промзонах построено 806 различных объектов недвижимости площадью 24,5 млн м2, включая 17 млн м2 жилья, 64 социальных объекта и 135 зданий административно-делового назначения.
Ещё одна наша масштабная программа — обустройство прибрежных территорий Москвы-реки, многие из которых также десятилетиями были "мертвыми зонами". Плюсы таких проектов очевидны — это и новые жилые кварталы с необходимой инфраструктурой, включая транспортную, в пешей доступности, и рабочие места, и пространства для отдыха и досуга. Конечно, инвесторов они привлекают.
Что касается исторического центра, то большей частью здесь ведётся не строительство, а реконструкция и реставрация зданий. Создаём в центре удобные и комфортные общественные пространства — пешеходные зоны, скверы и так далее. Иными словами — развиваем центр как культурное ядро.
“
Факт того, что в Петербурге стройки не остановились, подействовал успокаивающе на покупателей. Мы регулярно отчитывались о ходе строительства на сайтах в соцсетях и СМИ: эта информация была и остается очень востребована. Психологически это было очень важно: показать, что все работает и обязательства выполняются. Судить об оправданности мер сложно, поскольку для этого нужны прозрачные данные для сравнения. Например, в Москве все закрыли, и это так повлияло на заболеваемость. А вот в Петербурге не закрывали, и результаты следующие. Что касается роста цен, то квартиры стали дороже, в основном, за счет вымывания недорого предложения. В проектах в наиболее удачных локациях тенденция проявилась особенно явно. В Петербурге объем предложения снизился на треть. Возникший дефицит недорогих квартир до конца года и в первой половине 2021-го закрыт не будет. Поэтому все новые проекты в ближайший год, с привлекательным расположением, теперь особенно обречены на успешные продажи. Баланс рынка будет найден тогда, когда покупательная способность снизится до уровня предложения. Если говорить о реновации, то в Петербурге она обязательно будет, но копирование московского сценария не есть оптимальная стратегия. У нас очень разноплановый город. Например, в исторических кварталах, в районах застройки конца позапрошлого и начала прошлого века реновация не должна уничтожать облик города. Поэтому у нас так важна архитектурная составляющая новых проектов. Часть домов вообще не может быть снесена, а только реконструирована. Что касается районов с хрущевками, то пока экономическая составляющая реновации в Петербурге вызывает сомнения. У Москвы можно и нужно поучиться решительности в этом вопросе, однако реновировать Петербург нужно по своим правилам. Насчет "Тучкова Буяна" могу сказать, что потенциально этот проект очень хороший, с прекрасным расположением. Петербургу остро не хватает общественных пространств, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Проект даст возможность появиться новому пешеходному маршруту от Марсова поля к островам. Таких возможностей у нас тоже не хватает: пешеходные маршруты ограничены лишь классическими локациями и тоже хороши, но, в первую очередь, для туристов. Горожанам, конечно, нужны новые пространства и возможность передвигаться между ними пешком.
Сергей Мохнарь
директор департамента развития ГК "ПСК"